1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1750) за 15.05.2004

"ДЛЯ МЕНЯ ЮМОР -- ЭТО ДОСТОЕВСКИЙ, А НЕ СЕРДЮЧКА"

Один из самых известных на все СНГ украинских рок-коллективов "ВВ" переживает период смены кадров. Недавно "заявление об уходе" подал один из старожилов группы -- басист и бэк-вокалист Александр Пипа, который был верным соратником Олега Скрипки на протяжении всего времени существования коллектива (с 1986 года).

Александр вместе с Юрием Здоренко создал группу "Борщ", которая существовала параллельно с "ВВ" и уже обрела определенное количество почитателей не только в Украине, но и в России. И когда стал вопрос выбора, Пипа выбрал "Борщ". Сейчас вэвэшники в срочном порядке ищут замену выбывшему на вольные хлеба басисту. Но в истории распада "ВВ" можно усмотреть некую мистику. Ведь на обложке последнего альбома группы "Файно" музыканты запечатлелись на фоне башен-близнецов почившего в бозе нью-йоркского торгового центра, который постигла печальная участь.

"У МЕНЯ ЕСТЬ СУДЕБНЫЙ СТАЖ"

-- Меня, честно говоря, насторожила обложка вашего последнего альбома. Возможно, этой картинкой вы заложили программу разрушения?

-- На самом деле на фотографии не "близнецы", а только их имитация. Художник использовал для обложки фото другого нью-йоркского небоскреба в зеркальном изображении.

-- Те, кто смотрят на эту фотографию, не знают таких подробностей и воспринимают изображенное здание однозначно... Но у вас есть и приятные сообщения: вас можно поздравить с тем, что вы выиграли дело у крупной российской звукозаписывающей компании "Гала-рекордз"?

-- Об этом событии наш юрист сообщил по телефону из Мадрида сразу после слушаний в Москве.

-- Честно говоря, я думала, что судиться с такими гигантами -- все равно, что сражаться с ветряными мельницами.

-- Я тоже так думал. Но во-первых, дело правое, к тому же оно было явно выигрышным. Один из руководителей адвокатской конторы "Василь Кисиль и партнеры", которая оказывает "ВВ" юридическую поддержку, Олег Макаров порекомендовал нам хорошего адвоката -- своего сокурсника, который учился в Киеве, а сейчас работает в Москве, -- Сергея Матвеева. Кстати, фирма, в которой он работает, занималась шумным делом НТВ. Насколько я понял, они его успешно провели. Сергей изучил наше дело и взялся, сказав, что есть надежда на успех.

-- И когда вы сможете получить неустойку?

-- Теперь нужно немного подождать, поскольку ответчики подали на апелляцию. Но там фигурирует "смешная" сумма, в районе 3 тысяч долларов. В случае черного бизнеса очень сложно перепроверить какие-то цифры, все спрятано. Думаю, эта цифра возникла немножко с "потолка". Вообще крупные компании тяжело подковырнуть денежно, но я, честно говоря, и не надеялся, что удастся получить даже их. Но в данном случае важен прецедент. Важно показать другим пример, что есть смысл бороться.

-- Насколько успешно закончилась ваша предыдущая судебная эпопея с УМПО?

-- Мы выиграли дважды: суд и апелляционный суд. Эта эпопея для меня закончилась только год назад. Так что у меня теперь есть стаж.

-- Говорят, когда решалось первое дело, на вашу квартиру был наложен арест?

-- Все вещи описали судебные исполнители, я не мог ее продать, но я жил в ней. Это мое единственное имущество.

-- Помимо судебных разбирательств, вы сейчас еще занимаетесь подготовкой к фольклорному фестивалю?

-- Он будет проходить с 9 по 11 июля этого года. Мы уже провели мини-репетицию: выступления, детская программа, маленькая аллея мастеров. Очень тяжело было найти спонсоров. Нужно перевернуть сознание людей с головы на ноги. Сегодня баснословные гонорары Киркорова и Сердючки никого не пугают, а когда нужен бюджет на фольклор, спонсоров это очень удивляет. Причина в том, что далеко не все деньгодатели просвещенны и обладают хорошим вкусом. В основном, на нашу идею откликнулись люди, настроенные патриотически. Такие люди, слава Богу, есть.

-- Говорят, вы собирались привезти на фестиваль Питэра Гэбриэла?

-- Хотел, но не получилось. Он очень дорогой, его гонорар порядка 100 тысяч долларов.

-- Не будете на свое мероприятие приглашать другие украинские рок-группы, которые имеют в репертуаре этнические песни. Например, группа "Скрябин" записала несколько песен, которые мама Андрея Кузьменко, этнограф, собирала по селам?

-- Насчет "Скрябина" пока не знаю. Но однозначно, в фестивале будут участвовать группы "Гуцул калипсо", "Мандри". Можно будет предложить украинским коллективам создать для фестиваля специальные программы и соорудить рок-сцену. Это как раз не сложно. Очень много интересных предложений, очень много хороших артистов, проблема в хорошей организации, чтобы все проходило качественно и не пахло шароварщиной или альтернативщиной, чтобы это был европейский качественный фестиваль.

-- В своих последних интервью вы постоянно упоминаете группу "Мандри". Вы с ними дружите?

-- Мне очень нравятся эти ребята и то, что они делают. Может быть, потому что я очень долго находился за границей, я постоянно наблюдаю за артистами с точки зрения: как к тому или иному коллективу отнесутся иностранцы. "Мандри" -- одна из немногих групп в Украине, которая может быть интересна иностранцам. У них оригинальная, интересная музыка, хорошая лирика. Я не скажу, что это какая-то авангардная гиперинтеллектуальная музыка, но она простая, доступная и абсолютно не попса.

ПОПЛАВСКИЙ И СЕРДЮЧКА ОПАСНЫ ДЛЯ УКРАИНЫ

-- Вы следите за развитием украинской музыки, за новыми командами, которые появляются?

-- Мне очень интересно, что происходит среди молодежи. Правда, вечеринки я не посещаю, это забирает много сил, потому что обычно это выливается в раздачу автографов. Я считаю это непродуктивным времяпровождением.

-- Как вы думаете, можно ли сделать этническую музыку модной?

-- Я не знаю, насколько наша страна готова к этому. Есть слой населения, который очень интересуется такой музыкой либо потенциально готов этим заинтересоваться. Это творческая интеллигенция -- слой населения, в котором я вырос и живу. Насколько этот слой большой и насколько он значим в нашей стране, я не знаю. Иногда сталкиваешься с таким творческим беспределом, что начинаешь сильно сомневаться в будущем нашей страны.

-- Что вы имеете в виду?

-- "Поплавщина" и тому подобное. Я удивлен, насколько много людей любит Поплавского, насколько много людей ходит на Сердючку. По-моему, этим поражен мозг людей. Я считаю, что это опасно для Украины. Идет сильное занижение планки. Данилко -- это убийца душ людских.

-- А вы говорили ему это в лицо, когда снимались вместе в новогодних мюзиклах?

-- Он не сразу таким стал. Он сначала был ведущим "СВ-шоу" с определенным набором более-менее удачных шуток, но потом это развилось в такого вот монстра...

-- Может, над вами довлеют какие-то стереотипы в оценке его творчества? Вы на его концертах когда-нибудь были?

-- Я видел его только в "СВ-шоу", в рекламе шкафов "Стерх" и в клипе "Пирожок нашла". Я смотрю его не более полторы секунды, пока нажимаю на клавиши пульта телевизора. Мне этого достаточно. Если человек способен петь "Пирожок нашла", то что говорить... Сердючка -- это Антихрист, а все, что с ней связано -- Апокалипсис.

-- Но Данилко в постоянном творческом поиске, все время снимает новые клипы. Может быть, вам нужно делать так же?

-- Мы сняли несколько клипов, но по телевизору их не показывают. Телевидение слишком увлеклось Сердючкой. Планка явно упала. Я смотрю телевизор и не понимаю, что происходит.

-- Видимо, в наше непростое время люди нуждаются в психологической разгрузке?

-- Это насаждение плебса -- примитивные вибрации. Если люди это считают юмором, это печально. Мне от этого не смешно, а грустно. Хотя я очень ценю юмор.

-- Чтобы позволить посмеяться над собой, нужно определенное мужество...

-- Как вы воспринимаете Достоевского? Это серьезный писатель? А для меня это -- юмор, а Сердючка -- это навозная куча, а не юмор. Человек должен подниматься, а не опускаться. Мы рождены для того, чтобы идти вверх, а не вниз. А существуют силы, которые тянут человека вниз, и им легко поддаться. В том числе и в культуре. "Великая" поп-культура человека тянет вниз.

-- С какого-то времени в вашем творчестве стало заметно влияние восточной культуры?

-- Нет. Чтобы удариться в восточную философию, надо серьезно практиковать. А для этого надо удаляться от общества. Я родился в Средней Азии, Таджикистане, и восточная музыка мне понятна. Таджикистан -- это то место, где родилась суфийская музыка. Это бывшая территория Персии. Там прародина европейской музыки.

-- С недавних пор вы стали ди-джеем. С чем связано ваше обращение к электронной музыке?

-- Это одно баловство. Я шалил. Приятно быть разносторонним человеком, в том числе и в такой "галузі мистецтва". Интересно было попробовать, узнать, что это такое, прочувствовать царящие там законы. Для меня открывается большой мир электронной музыки, где очень много интересного.

-- Не утонули в этом мире?

-- Там все очень просто, главное -- понять и расставить флажки-ориентиры. Я получил для себя определенную информацию и вернулся обратно.

"У МЕНЯ ЕСТЬ ЛЮБИМЫЕ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ ДОНАШИВАЮ ЧУТЬ ЛИ НЕ ДО ДЫР"

-- Психологи утверждают, что подсознательное желание поменять прическу -- это первый признак предстоящей депрессии. Вы слишком часто меняете как прическу, так и цвет волос...

-- В клипе "Калифорния" мне надо было играть бандита, поэтому я очень коротко постригся. Когда волосы начали отрастать, я решил перекраситься в темный, потому что надоело быть блондином.

-- Как вы подбираете для себя гардероб?

-- С трудом. Я очень переборчивый. Но, как любому человеку, что-то понравилось -- надел, вышел в этом на сцену. Но к одежде привыкаю, у меня есть любимые вещи, которые я донашиваю чуть ли не до дыр. Когда они снашивается, трудно с ними расстаться.

-- По мифам, когда-то и вы проявляли тягу к дизайнерскому искусству и якобы сами подбирали костюм для клипа "Весна": рубашку в розы и обшивали розовым заячьим мехом черную шапочку?

-- Ее для меня смастерил известный французский дизайнер. А рубашку я купил в "секонде" в Тулузе за пару долларов.

-- Вижу на вас одежду преимущественно спортивного стиля. Вас вообще можно увидеть хоть когда-нибудь в костюме с галстуком?

-- Я иногда одеваюсь в официальные костюмы на важные приемы. Довольно часто бываю на приемах в индийском посольстве, меня туда постоянно приглашают. Я подружился с ними. В последнее время в связи с подготовкой фестиваля меня часто приглашают в свои посольства и литовцы, и турки, и финны. Среди них много хороших, приятных людей. Они согласились помогать фестивалю привозить артистов.

-- Почему между вами и группой "Океан Ельзи" на страницах газет происходят словесные баталии?

-- Разве? Мне эта группа в музыкальном плане не интересна. Я такую музыку не слушаю. Это хоть и лирика, но не глубинная. А для "Океана Ельзи" "ВВ" -- примитивная музыка, какие-то баяны, какие-то клоуны, село, пролетариат... Разные люди -- разные общества. Кто-то поднимается снизу, кто-то опускается сверху.

-- У вас с ними хорошие отношения?

-- У меня со всеми прекрасные отношения. Если человек -- артист, а не убийца, то понятно, что это -- хороший человек. Потому что он выбрал путь артиста -- это уже светлый путь.

-- Откуда вы черпаете информацию о мире?

-- Газет я не читаю, потому что мнения олигархов, которые их издают, меня не интересуют. Юнга читаю, а какая информация еще нужна?

-- Неужели больше ничего, кроме Юнга?

-- Есть еще такой хороший современный автор Василь Кожелянка. Он пишет политическое фэнтэзи об истории Украины. Детективы я не читаю, мне не интересно. Люблю смотреть кино: качественные бюджетные фильмы, детективы, триллеры.

-- Какой из просмотренных в последнее время запал вам в душу?

-- "Фрида", который сняла мексиканская женщина-режиссер.

-- Близится лето -- пора отпусков. Как вы любите отдыхать?

-- Предпочитаю подвижный отдых -- плавание, катание на горных лыжах, на мотоциклах. Люблю автотуризм.

Справка "Сегодня"

Группа "ВВ" организовалась как трио, в которое входили студенты КПИ Олег Скрипка, Александр Пипа и Юрий Здоренко. Через какое-то время благодаря примкнувшему Сергею Сахно группа превратилась в квартет. В 1992 году группу "ВВ" покинул гитарист Юрий Здоренко, которого на непродолжительный срок сменил Александр Дегтярь (ныне более известен в Москве как DJ Maket). В 1993 году во Францию Скрипка и Пипа отправились работать вдвоем, свободные вакансии в коллективе заполнили французы -- гитарист Филипп Можа и барабанщик Стефан Муфлие. Когда в 1997 году Скрипка и Пипа вернулись на родину, в группу вернулся барабанщик Сергей Сахно и пришел гитарист Евгений Рогачевский.