1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №108 (1752) за 18.05.2004

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ: 60 ЛЕТ СКИТАНИЙ

Операция НКВД была масштабной: всего 2 дня -- с 18 по 20 мая -- потребовалось чекистам, чтобы на 67 эшелонах вывезти более 180 тысяч крымских татар, в основном -- в Узбекистан. На сборы людям давали от 5 до 20 минут, в операции было задействовано около 30 тысяч бойцов наркомата внутренних дел. Советская власть назвала предателями целый народ и посчитала целесообразным переселить его подальше от внешних границ СССР. В первый же год пребывания в ссылке погибла почти половина переселенных.

Сегодня крымские татары по-прежнему в поисках своего места. По различным данным, еще до 200 тысяч их находятся в Узбекистане и надеются попасть на историческую родину. Здесь же их ждут новые проблемы -- нет жилья, мало работы, проблемы с земельными наделами. К тому же коренное население пытаются использовать в политических играх. Некоторые аналитики считают Крым тлеющей горячей точкой, где еще может разразиться конфликт на этнической или религиозной почве. Сама история депортации татар, трагедия, которая сломала тысячи судеб, свидетельствует о том, что раны будут заживать долго.

"За измену Родине вы выселяетесь"

Весной 1944 г. в только что освобожденном от оккупантов Крыму активно проводились различные меры по "очистке территории от антисоветских элементов", предпринимаемые НКВД и НКГБ. 10 мая Берия докладывал Сталину: "Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на приграничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения ГКО о выселении всех татар с территории Крыма". 2 апреля и 11 мая 1944 г. за подписью Сталина принимаются специальные постановления о выселении всех крымских татар из Крыма.

Ранним утром 18 мая 1944 г. началась операция по высылке крымских татар. Вот как описывает события один из исполнителей этой операции А. Веснин (материалы официального сайта Меджлиса): "...9 мая 1944 г. литерным эшелоном (нигде не останавливаясь) наша часть войск прибыла в Крым... В ночь на 18 мая мы были подняты "в ружье" и несколько часов куда-то шли по бескрайней степи. В 3 ч. 30 мин. утра подошли к степному аулу Ойсул, только тогда нам сообщили цепь нашей операции -- выселение татар. Ручные пулеметчики остались в оцеплении, а из остальных были сформированы тройки во главе с сержантами, офицерами и... оперативниками. В 4.00 началась операция. Мы заходили в дома и объявляли: "Именем Советской власти! За измену Родине вы выселяетесь в другие районы Советского Союза". Операция подготовлена была блестяще: в аул прибыло столько новеньких американских "фордов" и "студебеккеров", что они вывезли все население за одну ходку на ближайшую железнодорожную станцию. Одна старуха, обезумев от горя и неожиданности, бросилась бежать в степь и была срезана пулеметной очередью; безногого инвалида, на днях вернувшегося из госпиталя домой и заявившего о своих правах, волоком потащили к машине и, как куль муки, бросили в кузов... 20 минут на сборы вещей -- что унесешь в руках. К тому же было организовано соревнование между группами: кто раньше закончит свой участок..."

Очевидец этого трагического дня рассказывает: "Людей загнали на кладбище, со всех сторон оцепленное пулеметчиками. Детей стали забирать от родителей, говоря, что старших расстреляют, а детей отправят в детские дома. Так их держали (отдельно) 3--3,5 часа. За это время некоторые матери потеряли рассудок. Одна женщина, у которой было трое детей (старшему 11 лет), взяла веревку и повязала детей за руки, чтобы они попали в один детский дом и не разбрелись". "Нередко женщины во время сборов до отправки теряли сознание от картин издевательств над детьми и стариками. Тогда их, молодых и старых, волокли по улицам в нездоровом азарте молодые парни-солдаты, а потом, схватив за руки и ноги, закидывали, гогоча, в кузов".

Жителей отдаленного рыбацкого поселка на Арабатской стрелке Крымского полуострова "забыли" выслать вместе со всем народом. Спохватившись через некоторое время, недолго думая, так как отчет об успешном завершении операции был уже сдан высшему руководству, их погрузили в баржи и, отбуксировав далеко в море, потопили, сообщает www.qurultay.org.

"20 тысяч татар дезертировали в 1941-м"

Нельзя миновать и острую тему причины выселения татар: почему, на каких хотя бы формальных признаках Советская власть объявила целый народ вражеским? Еще в июле 1942 г. руководители партизанского движения Крыма А. Н. Мокроусов и А.В. Мартынов направили руководству страны докладную о том, что "подавляющее большинство крымских татар горной и предгорной частей пошло за фашистами". Часто вспоминают докладную записку замнаркома госбезопасности СССР Б.З. Кобулова и замнаркома внутренних дел СССР И.А. Серова на имя Л.П. Берии, датированную 22 апреля 1944 г.: "... Все призванные в Красную Армию в Крыму составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма..." (сайт www.rusich.by.ru). То есть утверждалось, что чуть ли не все призванные в армию татары стали дезертирами. В тоже время это не соответствует данным о том, что многих воевавших татар отправляли в ссылку уже по прибытии с фронта. Некоторые российские историки утверждают, что на стороне немцев воевало в 30 раз больше татар, чем ушло в партизаны.

Ровесник депортации -- гарант стабильности

Лидер Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев был депортирован, когда ему еще не было и годика. Судьба распорядилась так, что именно он стал самым известным татарским диссидентом и борцом за права своего народа. В ссылке он общался в Вячеславом Черновилом, есть даже легенда, согласно которой еще "на зоне" будущие политики договорились о том, что татары вернутся в Украину. В ответ на мой вопрос Мустафа-ага миф развенчивает: "Нет, было по-другому. Мы находились в ссылке в Якутии, но в разных районах, переписывались, хотя лично знакомы не были. Самые длинные письма я писал ему. У крымских татар было требование восстановить довоенный статус: вернуть народ на историческую родину и восстановить национально-территориальную автономию в Крыму, до депортации это было -- в рамках Российской Федерации. А Вячеслав Максимович писал, что Советский Союз распадется и будет независимая Украина и не стоит говорить о восстановлении довоенного статуса: сейчас Крым в составе Украины, и вам будет намного уютнее в составе демократической Украины".

Освобождением Мустафы Джемилева занимался лично Андрей Сахаров, и именно благодаря лидеру крымских татар проблема маленького народа стала известна миру. Сегодня народный депутат Джемилев по-прежнему возглавляет крымских татар. Его авторитет непререкаем. Но за ним не видно последователей, кто приедет и возглавит татарское движение. Это настораживает многих наблюдателей, на смену воспитанному еще в советские времена и в общем-то настроенному на компромисс лидеру, могут прийти радикальные лидеры, которые предпочтут массовые акции неповиновения долгим и упорным переговорам в высоких кабинетах. А силовой шантаж изберут как единственный и действенный способ давления.

Крым в нынешнем состоянии является самым потенциально нестабильным регионом на карте Украины. Конечно, в близкой перспективе вряд ли можно даже теоретически предположить, к примеру, его трансформацию в независимое исламское государство, или -- переподчинение России, Турции. Но использовать неустроенность быта татар, старые обиды русского населения для давления на Киев или его ослабления очень легко. Вспомним, как из ничего родилась проблема Тузлы.

"Приезжая в Симферополь, не чувствую себя на родине"

Собеседница "Сегодня" -- 23-летняя Алиме Абляева, юрист-международник, живет сейчас в Киеве. Она всего полтора месяца назад приехала из Ташкента. Там закончила престижный университет, но целый год не могла найти никакой работы: "Никто не спрашивает, что я умею, все смотрят только на национальность", -- описывает Алиме этнические притеснения в Узбекистане. Татары в этой азиатской стране могут рассчитывать только на неквалифицированный труд в сельском хозяйстве, на заводах.

Да, сейчас тяжело и в Симферополе. Продавая в Узбекистане жилье и нехитрые пожитки, большинство татар выручают деньги только на дорогу. В Украине же они тоже не могут найти работу и жилье. Те, кто уехал сразу в 1991 сейчас более-менее обустроились и им завидуют те, кто не решился переехать сразу. "В 1991 году дед поехал в Крым на разведку, узнать что к чему. Увидел, что какой-то русский продает дом, купил и перевез часть семьи", -- рассказывает Алиме. -- Обратное переселение не было организованным процессом, каждая семья самостоятельно решала для себя этот вопрос".

Но и сейчас в Крыму местные жители не очень-то рады возврату "крымских": "Я вам расскажу свои ощущения -- когда я приезжаю в Симферополь, то не чувствую себя на родине. На улицах есть все, кроме крымских татар. Ярко выраженного национализма нет, но я не чувствую, что представляю нацию. Общество закрытое, когда говоришь -- смотрят странно". В тоже время среди татар есть и интеллектуальная элита, которая вполне достойна и хорошей работы и высоких должностей.

Молодое поколение крымских татар говорит о том, что "надо добиться права на самоопределение", признания прав нации на уровне международного сообщества. Коренной народ вернулся на свою родину, ему нужно вернуть его имущество. В тоже время Алиме признает. что многие татары настроены весьма апатично и не хотят бороться за свои права: "Многим это не нужно, дети не хотят учиться. Выращивают свою картошку и помидоры и им этого достаточно. Других стремлений нет, не могу это объяснить".

Как видим проблема крымских татар кроется в двух плоскостях. Во-первых, украинское государство кроме доброй воли может не так уж много предложить крымским татарам, особенно в финансовом плане. А украинское общество не готово предоставить возвращенцам место в своей иерархической системе, принять их как своих. Во-вторых, и сами татары должны принять тот факт, что манны небесной в Крыму синоптики не предвещают. Необходимо самим искать компромиссные пути выхода из сложившейся ситуации, не рубя сплеча. Поиск решения проблемы кроется в обоюдных уступках и в обоюдном желании двигаться вперед.

Крымские татары получат "подъемные" и воду

Кабинет министров Украины утвердил порядок предоставления одноразовой материальной помощи для завершения строительства индивидуального жилья депортированным крымским татарам и лицам других национальностей и членам их семей, возвратившихся в Украину на постоянное проживание. "Стабильное и своевременное выполнение всех программ, направленных на удовлетворение проблем депортированных, -- наш святой долг", -- сказал Виктор Янукович.

Помощь будет оказываться при наличии целевых средств госбюджета, ее размер на одного человека не может превышать 30 размеров минимальной заработной платы. Средства должны быть использованы по целевому назначению в течение года. Кроме того в рамках мер по удовольствию социальных нужд депортированных крымских татар и лиц других национальностей, правительство Украины утвердило порядок поставки (подвоза) питьевой воды в места компактного проживания депортированных крымских татар и лиц других национальностей в Крыму. Также утвержден порядок выплаты компенсации расходов на переезд и перевозку багажа депортированным крымским татарам и лицам других национальностей и членам их семей, возвратившихся в Украину на постоянное проживание.


ПОВТОРЕНИЕ ЧЕЧНИ В КРЫМУ НЕВОЗМОЖНО
Мы не пацаны, чтобы выяснять отношения кулаками

Вчера, накануне 60-й годовщины начала депортации крымско-татарского народа, мы провели опрос среди жителей различных городов Крыма, пытаясь выяснить, есть ли основания для возникновения конфликтов на межэтнической, либо иной почве.

Виталий Онищук (Джанкой): "Отношения у нас с татарами такие: пока они нас не трогают, и мы не трогаем. У нас, наверное, треть района -- переселенцы из Средней Азии. Земли всем хватает, но мало кто из татар едет в село -- там пахать надо. В-основном они торгуют на базарах, тем и живут. Переселяются большими семьями, часто поначалу в бараках обитают, но быстро отстраиваются и соседи из них получаются хорошие, мирные. Брехня, что все татары -- забитые, хотя клановость у них очень развита. Сейчас многие стремятся детей в вузах выучить, нормально в жизни устроить. Непохоже, чтобы таких людей можно было заставить воевать".

Сергей Смирнов (Симферополь) "Я понимаю, что их депортировали, но не их одних, и требовать для себя каких-то особых условий, например, лучших земель на ЮБК -- думаю, неправильно. Вместо того, чтобы практиковать самозахват земли, нужно добиться решения на законодательном уровне. Почему-то татары не торопятся в степной Крым: там нет таких возможностей зарабатывать на курортниках, как на морском побережье. Но, по большому счету, это не повод для межнационального напряжения, и каких-то трений на бытовом уровне в Симферополе нет. Я думаю, и татары, и славяне стремятся жить мирно. Поэтому уверен, что чеченский сценарий здесь ни при каком раскладе невозможен -- и сами люди не хотят, да и правительство этого не допустит".

Фельвер Мамутов (Перевальное) "Мои родители вернулись из Узбекистана 6 лет назад, отец -- мулла, живет при мечети в Симеизе. У меня много друзей среди русских и украинцев и живем мы по-людски, никакого плохого отношения не чувствуем. Знаете, пока татарина не стукнешь, он никогда руку не поднимет. А митинги не для меня. Нужно семью кормить, ради этого и живу. Многие наши здесь выращивают овощи, работают строителями, как и я, в общем, делают то же, что в Узбекистане".

Равиль Фейфуллин (Ялта)"Я -- таксист, если завтра повезу пассажиров в Симферополь, загляну на площадь Ленина, где будет митинг. Не для того, чтобы что-то требовать, флагом махать, а чтобы постоять минуту среди единоверцев, помолчать, помянуть дедушку и бабушку, которые умерли в ссылке. Вообще, я думаю татарам нужна помощь, но не в виде какой-то административной автономии, а в том, чтобы помочь обустроиться, найти работу. Но митинги -- не то место, где решаются эти вопросы. Тем более, кулаками: мы не пацаны, чтобы таким образом разбираться. Чечни в Крыму не будет, даже если кому-то этого очень хочется".

Тамара Брагина (Ялта) "У меня и моих знакомых вызывает возмущение только один момент -- самозахват татарами земли на ЮБК. Но сюда нельзя приплетать политику, тут надо решать все методом переговоров, а не брать за горло".
Михаил РОМАНЦОВ "Сегодня" (из Крыма)