1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (1756) за 22.05.2004

"НАС ПО КОЛЕНКАМ РОЗГАМИ БИЛИ, ЕСЛИ НЕ ТЕ ПЕДАЛИ НАЖИМАЛИ"

Не могу сказать, что собственное авто -- предел моих мечтаний. Содержание даже одной машины в семье -- "хонды" мужа -- дорогое удовольствие. Да и ситуация на дорогах такова, что иной раз быстрее передвигаться в метро. Но водить машину хотелось всегда. Вопреки бытующему мнению, что женщина за рулем -- хуже обезьяны с гранатой. Хм, надо ж такое придумать! А тут как раз муж зарядил: иди на курсы да иди на курсы. Надоело, видать, из гостей трезвым возвращаться. Что ж -- вперед. Замечу: не ставила перед собой цель кому-то что-то доказать. Если женщина на скаку коня остановит, неужели не сумеет обуздать какую-то железяку?

НЕ СПАТЬ!

Автошколу выбрать несложно: условия везде практически одинаковые, но лучше та, что недалеко от дома или работы. За 2,5 месяца обучения на категорию "В" выложила 458 гривен. В том числе за "корочку", дающую право водить газобаллонный автомобиль. Чистая формальность, поскольку за одну лекцию разобраться в принципе действия его двигателя нереально. Особенно тем, кто ни разу в жизни не ковырялся в машине. Этому, кстати, на курсах тоже не учат.

Атмосфера учебного класса вернула меня в школьные годы. Те же парты, доска. Только вместо таблицы Менделеева и портретов классиков стены увешаны дорожными знаками и видами авто изнутри. Мастер -- человек советской закалки, чья строгость отдавала старческим маразмом. Но недаром ведь его выпуски были самыми успешными.

Учиться приходилось после работы, когда впору наесться и завалиться спать. Некоторые делали это прямо на занятиях. "Как-то к нам пришла проверка из ГАИ, -- Семеныч (так между собой величали мастера) оседлал любимого конька, рассказывая басню из своей практики. -- Читаю лекцию, в классе -- тишина, и тут с задней парты та-а-акой храп! Я туда -- приятель, оказывается, наклюкался. А у меня потом неприятности. Под этим делом пускать на занятия не разрешают".

Были в запасе у Семеныча и грустные истории: кто кого и как сбил, игнорируя тот или иной дорожный знак. А в перерывах между страшилками гонял нас по этим самым знакам так, что они вскоре начали от зубов отскакивать. "Учите сейчас, -- внушал он, -- а то сядете за руль -- замечать перестанете".

До начала вождения нас обязали пройти медкомиссию. Процедура заняла минут сорок и обошлась в 130 грн. Причем большая часть времени ушла не на проверку моего физического и психического здоровья, а на заполнение всяких бумажек. Вдобавок успели прочитать лекцию по оказанию первой медпомощи пострадавшему в ДТП и выдать "корочку", что я в этом деле -- спец. Да неужели!? Хорошо, в нашей группе оказались медики -- поделились знаниями. Теперь как представлю, что нужно делать, например, если у потерпевшего в бессознательном состоянии язык в гортань западает (а его следует приколоть булавкой к щеке), самой плохеет. Брр! Не дай Бог использовать это на практике.

ВСЕ МЫ -- НЕМНОЖКО ТОРМОЗА

На третьей неделе обучения села, наконец, за руль. Мне досталась шестая модель "Жигулей". Говорили, что из всех школьных авто эта -- самая нормальная. Ну, если учесть, что она сломалась только на третьем занятии... Кстати, за бензин с маслом выложила еще 180 грн. Сначала мы наматывали круги на автодроме. Отрабатывались элементарные вещи: заезд на горку со стопом, задним ходом в "гараж", разворот "ласточкой". Короче, на третьем занятии я чувствовала себя королевой автодрома. И надо ж такому случиться: машина обломалась, а вслед за ней -- инструктор, в смысле, заболел. После двухнедельного перерыва дали нового.

Честно говоря, от инструктора зависит многое. Одной моей приятельнице, например, попался нервный тип, который любую ее оплошность сопровождал воплями. В принципе, дядьку можно понять: машина-то была его личная, а тут какая-то пигалица так над ней издевается. В результате девчонке пришлось заново учиться вождению уже после получения удостоверения. Мне повезло больше. Мальчик молоденький, шесть лет прошло, как сам отучился.

"Нас инструктор по коленкам розгами бил, когда мы не те педали нажимали", -- вспомнил как-то Виталик. На мое возмущенное, типа, попробовал бы он до меня дотронуться, признался: "Я на пацана запросто ругнуться могу -- на многих только это и действует. А на барышню голос повысишь -- она руль бросит и на ходу из машины выскочит". Впрочем, мальчишки тоже опускались ниже бровки, если что-то не получалось. Доставалось многострадальной машине: то дверцей хлопнет, то начнет по рулю молотить, когда инструктор отвернется. Между тем, этим "коням" (были еще "Таврия" и "Нива") надо памятники поставить. Давно на свалку пора, а они шевелятся. Ни одна иномарка такого обращения не выдержит!

ПЕРВЫЙ БЛИН ВСЕГДА КОМОМ

"Все -- едем в город!" -- сказал однажды Виталик. Признаться, чем больше узнавала тонкости вождения по нашим дорогам, тем меньше хотелось это делать. Но не останавливаться же на полпути! Дрожащими руками регулирую сидение, зеркала, пристегиваю ремень безопасности. Так, что теперь: включать сначала зажигание или передачу? А где педаль газа находится: посредине или справа? Словом, полная амнезия. Думала, что такое только в анекдотах бывает. Жалостливыми глазами смотрю на Виталика. "Забыла? -- понимающе кивает он. -- Повторяю..."

Завелась наконец-то... Заглохла. Опять завелась. Тронулась. "Не торопись... А кто в зеркало будет смотреть? -- комментировал инструктор мои действия. -- Тормози... Тормози, я сказал! Не видишь -- красный? Куда мы едем на этом перекрестке?" В недоумении гляжу сначала на него, потом -- на знаки, которые расплываются перед глазами. "Вот глупая корова, -- ругаюсь про себя, а вслух неуверенно: "Прямо, да?". "Прямо проезд запрещен, -- поправляет Виталик. -- Направо. Поворот не забудь включить".

Полчаса показались мне вечностью. Но удалось взять себя в руки. И только выйдя из машины, почувствовала слабость в коленках, по спине стекла противная струйка, в ушах колотилось сердце: "На фига мне это надо?"

Но, как говорится, главное начать. Вскоре уже не шугалась скопища машин, даже начала огрызаться на водителей, которые сигналили без надобности. "Мы учимся", -- успокаивал Виталик, если глохла на светофоре, создавая затор. Временами он все же выходил из себя: "Во гад! Видит же, что ученик за рулем, нет -- надо подрезать!"

Что мы только не делали: и по рельсам прыгали, и в "пробках" жались. К последним Виталик пылал какой-то непонятной любовью. Поначалу осторожничала, а остальные водители бессовестно этим пользовались. Но однажды взяло зло. Стояли мы в очередной "пробке" на Воздухофлотском проспекте. И каждый норовил пристроиться впереди меня. А я не пускала! Мне и сигналили, и зубоскалили, и что-то там кричали. Щас! Виталик привил мысль, что на дорогах нужно быть вежливым, но не позволять наглеть другим.

ЧАС РАСПЛАТЫ

Приближались экзамены. До сих пор не могу понять, зачем водителю знать, например, размеры штрафов? Даже наш мастер соглашался, что это никак не влияет на безопасность дорожного движения. Однако из двадцати вопросов в ГАИ допускались две ошибки. Поэтому когда на предварительной тренировке (за 11 грн., кстати) из компьютера посыпались вопросы, касающиеся административной и уголовной ответственности водителя, схватилась за голову. А после пробного круга на "гаишном" автодроме (50 с лишним гривен за 1 час), где раз двадцать глохла на горке, готова была поставить на себе крест.

В 7.30 мы уже стояли под дверями компьютерного класса на ул. Туполева. Зонтики не спасали от сумасшедшего ливня. Зубы выбивали чечетку не только от холода. Не грели даже шпоры, спрятанные в укромных местах. Собралось всего человек триста, но наша группа на "инквизицию" шла первой. "Сесть, нажать, пролистать", -- сухо командовал заведующий компьютерным классом. На все отводилось 20 минут. Какие там шпаргалки! Пока дойдет смысл вопроса, нет времени искать ответ. О результатах сигнализировал появляющийся на мониторе светофор: красный свет -- гуляй дальше, зеленый -- поздравляю. В общем, напряжение еще то. Поэтому когда светофор подмигнул мне зеленым глазом, пулей выскочила из класса и принялась радостно обниматься с малознакомыми людьми.

Впереди еще было вождение. Инструкторы, пригнавшие учебные машины из гаражей, волновались похлеще своих подопечных. Несмотря на предупреждения экзаменатора, они бегали по автодрому, ругались, размахивали руками. Некоторые ученики (и не только девчонки) срывались, бросали машину прямо посреди поля. "Я не сдам, не сдам!" -- причитали детки, пришедшие со своими родителями. Цирк да и только. Рано или поздно все сдают. К слову, даются три попытки, дальше -- переучиваться. Но мне в этот день везло.

Потом было веселье. Думаю, не стоит рассказывать, сколько было выпито и вылито спиртного на "права", которые обошлись в 136 грн. Теперь вот решаю, что же прицепить на заднее стекло, когда появится свое авто? Кроме обязательных "У" и "70", женщинам настоятельно рекомендовали "шпильку". Если честно, всегда считала это унижением. Но теперь не постеснялась бы прицепить еще "инвалида" и "глухого" -- жизнь дороже. Пока же муж купил мне... велосипед! Начинать, говорит, надо с малого. Я и не расстроилась! Напротив, с такой маневренной машиной никакие "пробки" не страшны. И здоровье крепче. А умение водить автомобиль приходит с опытом. И не имеет значения -- мужчина ты или женщина.