1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (1756) за 22.05.2004

ПОСОЛ ГЕРМАНИИ В УКРАИНЕ ДИТМАР ШТЮДЕМАНН: "БАЛАНСА МИРНОГО "ПРОЖИВАНИЯ" КОРАБЛЕЙ И ПТИЦ МОЖНО ДОСТИЧЬ"

Вопросы о последствиях строительства канала для экологии региона возникли не только у экологов, Госдепартамента США, но и у Германии, несмотря на то, что именно немецкая фирма "Мобиус" будет выполнять работы по строительству канала. С ними с редакцией газеты "Сегодня" любезно поделился посол Германии в Украине герр Дитмар Штюдеманн. Пользуясь случаем, наш корреспондент задал ему также несколько вопросов касательно других аспектов немецко-украинского сотрудничества.

-- Каковы интересы Германии в связи со строительством судоходного канала в украинской части Дуная, в котором немецкая сторона выступает как исполнитель работ?

-- Германия выражает свое понимание строительства канала между Черным морем и дунайскими портами, но мы считаем, что здесь можно объединить экономические соображения с экологическими. Хотел выразить мнение правительства Германии, что с экологической точки зрения, избранная трасса не является оптимальной. В этом плане мы разделяем мнение многих экспертов, включая мнение украинской Академии наук. Другой аспект касается трансграничного значения канала. В настоящее время ощущается нехватка международных консультаций по проекту например в рамках Комисси по защите Дуная. Также следует уделить внимание трансграничной экологичности в рамках Конвенции ЭСПО. В конце концов, ответ на эти вопросы должно дать правительство Украины, взвесив все экономические и экологические соображения. То, что немецкая фирма победила на конкурсе по строительству канала является второстепенным. За критику со стороны экологов должна нести ответственность не фирма, а Украина.

-- Правительство Украины предоставило все необходимые документы, в том числе заключение экологической экспертизы, которая признала вариант по рукаву Быстрый оптимальным. Кроме того, есть мнение, что некоторые так называемые экологические организации работают за деньги тех, кто видит в Украине видит опасного конкурента на дунайских судоходных трассах. Во многих странах мира: Бразилии, Вьетнаме, Польше, Германии мирно уживаются и корабли, и птицы, и животные. Почему Украина должна терять свои деньги?

-- Что касается частных интересов -- я о них ничего не могу сказать, потому что ничего об этом не знаю. А баланса мирного "проживания" кораблей и птиц, экономики и экологии, как я уже сказал, можно достичь.

-- Если Украина сможет построить канал, пойдут ли по нему немецкие грузы?

-- Ответ простой: экономика должна считать деньги. Если вы предложите приемлемые цены, не исключено, что немецкие перевозчики предпочтут ваш канал румынскому.

-- Перейдем к более глобальному вопросу: почему германский бизнес неактивно вкладывает деньги в украинскую экономику? Прогнозируете ли вы изменение этой тенденции в ближайшем будущем?

-- Хотел бы дать свою оценку. Я в этом разбираюсь довольно хорошо и хочу сказать: перелом тенденций давно наступил. За 2002 г. немецкие инвестиции в Украину выросли на 25%, за 2003 -- на 41%. Это выше среднего показателя. Главное -- существует нечто, называемое нами доверием к украинской экономике. И чтобы его улучшить, необходимо усилить политическую стабильность и смягчить условия для инвестиций.

-- Не могли бы вы назвать главную проблему украинско-германских отношений?

-- Знаете ли, в отношениях нет главной проблемы. Есть небольшие камни преткновения. Полнота контактов, частота визитов за прошлый год показывают: у нас очень хороший уровень отношений. С другой стороны, есть ряд вопросов, связанных со старыми долгами. Примечательно, что на высшем уровне принимаются решения, как решить проблему, но препятствия к исполнению появляются, скажем так, на рабочем уровне.

-- Возможно, одна из проблем недавнего прошлого -- вопрос сотрудничества в сфере создания газотранспортного консорциума с участием НАК "Нефтегаз Украины", "Рургаза" и "Газпрома". В сентябре минувшего года я брал интервью у президента "Рургаза" д-ра Буркхарда Бергманна, он выражал большое желание совместно работать. Сейчас заинтересованность немецкой стороны существует, или ...?

-- Видение перспективы федеральным правительством Германии, которое я представляю, таково: трехстороннее заявление о сотрудничестве в этой сфере, сделанное федеральным канцлером Шредером и президентами Кучмой и Путиным в 2002 г. в Санкт-Петербурге, остается в силе. Это значит, что в силе остаются и интересы. Но если я правильно вижу, "мяч" находится на той стороне, которая все еще взвешивает интересы между Украиной и Россией. Мы за то, чтобы это было завершено как можно быстрее.

-- Охарактеризуйте перспективы перспективы использования самолета Ан-124 для НАТО...

-- Этот вопрос скорее технический, чем политический. 13 стран НАТО обозначили проблемные вопросы по восполнению пробелов в своих возможностях транспортных перевозок. После разработки детальных базовых показателей, распределения затрат и утверждения их на ближайшей встрече стран НАТО в Турции, будет объявлен конкурс. В нем приглашаем принять участие и Украину. На конкурс вынесут объем транспортных услуг, которые может выполнять и Ан-124 в период с 2005 по 2012 г. Подряд получит сторона, предложившая самые привлекательные условия.

-- Господин посол, среди представителей украинской власти начинает преобладать мысль, что "Брюссель нужно строить в Донецке или Львове", а не спешить в ЕС, пока не достигнуты европейские стандарты жизни. Прокомментируйте, пожалуйста, такую точку зрения.

-- Думаю, что членство в ЕС не обязательно связано с достижением одинакового уровня жизни. С другой стороны, также важно то, что для вступления необходимо выполнение определенных условий. Поэтому замечание о том, что для начала что-то нужно строить на Донбассе или во Львове я могу полностью понять. Однако нужны не только политические заявления, но и конкретные шаги. Ваше руководство понимает это.