1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №113 (1757) за 24.05.2004

"ФРЕСКИ ВРЕМЕНИ", СОТКАННЫЕ ИЗ АССОЦИАЦИЙ

"Фрески времени" -- так называется персональная выставка гобеленов Ирины Прониной, которая открылась в Государственном центре театрального искусства им. Леся Курбаса. Надо отдать должное устроителям, которые позаботились о том, чтобы каждый посетитель имел возможность сосредоточиться и углубиться в потаенный образный смысл произведений. Строгая архитектура зала с белыми стенами и высокими потолками, прикрытые белыми шторами окна, из под которых пробивался скудный дневной свет, создавали ощущение монастырского покоя. Тихо звучащая музыка в стиле "нью эйдж" создавала соответствующее меланхолическое настроение. В зале можно увидеть раму с натянутыми нитями основы и несколько рисунков "под гобелен" -- то, с чего начинается двухлетняя работа над каждым произведением. Один из картонов под названием "Имя розы" остался у художницы на память о гобелене, который сейчас находится в коллекции принцессы Бельгии.

Ирина Пронина, хотя родилась в Самаре, считает себя львовянкой -- в этом городе она жила и училась в Академии искусств. Ее персональные выставки за последние годы состоялись в Чехии, в Бельгии, в Испании, на Крите. В Киеве в таком объеме работы художницы выставляются впервые. В гобеленах Ирины Прониной поражает мастерское умение создавать различные образы, пользуясь весьма ограниченными колористическими возможностями материала (художница использует преимущественно льняные и шелковые монохромные нити, словно играя их разной толщиной, блеском и структурой). Иногда часть гобелена остается без переплетений -- лишь прозрачная канва. А в гобелен "Смысл буквы", например, вплетена двухсотлетняя серебряная нить, которую Ирине подарили в монастыре.

Все работы, представленные на выставке "Фрески времени", апеллируют к зрителю интеллектуальному, способному заметить почти точные "цитаты" или едва уловимые ассоциации с иными явлениями искусства. Так, одни образы навеяны иконами Андрея Рублева, другие -- такие, как "Петрарка", "Чайная церемония и "Ностальгия" -- поэзией и живописью XX века.