1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №113 (1757) за 24.05.2004

КАК УМЕРЕТЬ ПРАВИЛЬНО

О том, как нормально родиться, кое-что известно: 9 месяцев вызреваешь, занимаешь правильное положение -- головой к выходу. И вперед! А вот как правильно встретить в назначенное время свою смерть и быть погребенным по традиции предков?.. С учетом того, что, умирая здесь, мы рождаемся ТАМ, ошибки в этом важнейшем деле весьма нежелательны.

"КТО НЕ ПОСЕЕТСЯ, ТОТ НЕ ВЗОЙДЕТ", --

…ответил Иисус Христос ученикам на вопрос о смерти. "Правильный" сценарий этого печального действа зависит от вероисповедания и культурных традиций народа, к коему каждый из нас принадлежит. Майя, к примеру, поклонялись богине, висящей в петле. До сих пор существует у некоторых народов традиция встречать новорожденного бурными рыданиями и посыпанием головы пеплом, а усопшего сопровождать до могилы радостной музыкой, бодрыми песнями и всяческим весельем. Должно быть, оттуда пошло выражение: тещу хоронили -- порвали два баяна… На территории Турции ученые обнаружили захоронения неандертальцев, возраст которых -- миллион лет. Эти окаменевшие отпечатки позволили сделать вывод, что древние погребали своих умерших на ложе из цветов: они относились к похоронам, как к празднованию перехода в новый лучший мир. Наши предки-язычники своих усопших сжигали, усаживая покойного на трон из деревянных колод, обязательно лицом в сторону восхода Солнца. Пепел закапывали у истоков рек и ручьев. Да и практически во всех заселенных районах земли захоронения с самых древних времен свидетельствуют о вере в "загробное" существование.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССОРА МОУДИ

…Когда физические страдания человека достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела… К нему приходят души уже умерших родственников и друзей, чтобы встретить и помочь, и перед ним появляется Светящееся Существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда при жизни не встречал. Американский профессор Раймонд Моуди собрал свидетельства многих людей, получивших "опыт умирания", тех, кто пережил клиническую смерть. В рассказах исследуемых (несмотря на разницу обстоятельств "смерти", характеров и вероисповеданий) оказалось много похожего. Профессор выделил 15 моментов: после полета сквозь черный туннель умирающие обнаруживали себя вне физического тела, но еще в прежнем окружении -- видели со стороны свои останки, попытки медиков вернуть их к жизни, слышали реплики медперсонала. Справившись с эмоциональным шоком после страшной догадки: "Я, наверное, умер…" -- "покойные" вдруг замечали, что обладают новым телом, но иной природы, чем бывшее физическое. После встречи с душами родственников и друзей, перед ними появлялось Светящееся Существо, которое без слов задавало вопросы типа: завершил ли ты свои дела на Земле и готов ли уйти? Потом умирающие видели события прожитого (в обратной последовательности) и Существо (одни считают его ангелом-хранителем, иные -- Иисусом Христом, третьи просто Светящимся Существом) помогает новопреставленному оценить его жизнь: без упреков и осуждения, но с любовью и пониманием. В какой-то момент умершие ощущали, что приблизились к черте, разделяющей земную и последующую жизни. Когда становилось понятно, что время окончательного ухода не наступило и предстоит вернуться, умершие начинали сопротивляться, ибо их преисполяла такая радость, любовь и покой, коих они никогда не испытывали в земной жизни. И все-таки они возвращались в оставленное физическое тело. Примечательно, что вернувшись с того света, никто из "опытных" не стремился умереть поскорее, но и не боялся смерти. Многие из них ударились в искусство и размышления, стали верующими.

Совершенно иной опыт описывают самоубийцы. Один мужчина, не имея сил пережить разлуку со своей умершей женой, решил застрелиться. Позже он рассказал, что, "покончив с собой", сразу же попал в такое ужасное место, где мгновенно понял всю необратимую глубину ошибки. И еще он понял, что в этом кошмарном месте никогда не увидит свою возлюбленную жену. Выжившие самоубийцы абсолютно исключают этот путь, как решение каких-то сложных проблем. Дело в том, что там, за чертой, эти проблемы не исчезают и уже не исчезнут никогда, как и эмоциональное состояние, в котором человек прервал свою жизнь, не изменится. Еще до появления русского перевода (в 90-х) исследований профессора Моуди, меня сильно поразила публикация в журнале "Химия и жизнь" (конец 80-х) рассказа об "опыте умирания" советского ученого-академика. Во время сложной операции, находясь под наркозом, он вдруг "проснулся" и понял, что находится посреди комнаты, откуда видит операционный стол и склонившихся над ним хирургов. Заподозрив, что он умер, академик громко спросил о чем-то присутствующих, но никто его не услышал. Тогда он решил потрогать хирурга за плечо, чтобы обратить на себя внимание. Но в этот момент в открытую дверь операционной вбежала медсестра и торопливо промчалась... сквозь академика. Потом ученый вспоминал, что за время пребывания на "том свете" он мгновенно понял, что мироздание устроено совершенно не так, как мы себе это представляем. И второе: ему удалось одновременно побывать везде, где хотелось -- дома, в селе у мамы, на Ниагарском водопаде, на звезде Альдебаран…

У ГОСПОДА ВСЕ ЖИВЫ

Независимо от того, собираемся ли мы жить после жизни, похороны -- дело однажды неизбежное. Православный обряд погребения предполагает множество тонкостей: как молиться за умирающего, омовение и облачение умершего, молитвы первого дня после смерти, как выносить тело, погребение и поминание. К примеру, над умершим читается особый текст -- "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого правоверного". Для чего? В печальный момент кончины, считают отцы церкви, человек испытывает тягостное чувство страха, томления. Особенно тяжело душе первые три дня, ибо при выходе из тела она встречает не только Ангела-хранителя, но и духов злобы (демонов). Вид последних так ужасен, что душа трепещет. Указанный же канон призван облегчить душе первые шаги вне тела.

Обряды, совершаемые церковью над гробом, имеют глубокий смысл. Омовение тела (его надо помыть губкой, теплой водой с мылом) символизирует духовную чистоту и непорочность жизни, а также, что христианин в чистоте предстанет пред лицо Божье по воскресении. Одевают омытое тело в новые и светлые одежды: это указывает на предстоящее одеяние человеческого нетления и бессмертия. Обязательно надевают крест. Руки и ноги связывают (снимают перевязи перед выносом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую вкладывают крест или икону (для мужчин -- Спасителя, для женщин -- Богородицы). Перед положением в гроб тело окропляют святой водой, окропляется и "ковчег" умершего извне и изнутри. На лоб кладут церковный венчик: умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший место подвига жизни, как воин, одержавший победу. Под плечи и голову кладут подушку из ваты (иногда набивают свежим сеном). Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты, лицом умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи: знак того, что он перешел в область света -- в лучшую загробную жизнь. Выносят гроб из дома, повернув умершего лицом к выходу (ногами вперед). Все это время читаются святые тексты, поются псалмы. В церкви гроб ставят посередине (лицом к алтарю) и с четырех сторон зажигают светильники. По учению Церкви, на третий день после кончины душа человека проходит страшные мытарства, потому имеет большую нужду в помощи.

ТРЕТИНЫ, ДЕВЯТИНЫ, СОРОЧИНЫ И ГОДОВЩИНЫ

Ни один народ на Земле за всю историю человечества не оставлял тела своих умерших без попечения. Православная вера предусматривает почтительное отношение к христианину даже когда он лежит бездыханен: в развалинах этого, некогда величественного храма, жил и действовал животворящий Дух Божий. Кроме этого, в последствии тленное тело христианина оживет и "облечется бессмертием".

Церковь постоянно молится о всех, "прежде почивших отцех и братиях наших", но также совершает по желанию родственников особое молитвенное поминовение о конкретном усопшем. Такое поминовение называется частным. К частному поминовению относятся третины -- третий день после смерти умершего. Кроме богословского значения (Иисус Христос воскрес на третий день), третины имеют значение таинственное, касающееся загробной жизни. Когда в пустыне преподобный Макарий Александрийский спросил ангела, что значит церковное поминовение в третий день, получил ответ: "Когда в третий день церковь поминает душу усопшего, душа получает от стерегущего ангела облегчение в скорби". В течение предыдущих двух дней, разъяснил ангел, позволяется душе ходить по земле, где хочется. Но душа, "как птица, ищущая себе гнезда", чаще скитается около дома, где лежит ее тело. Добродетельные души предпочитают ходить по местам, где творили добро и правду. В третий день Иисус Христос повелевает душе вознестись на небеса для поклонения "Богу всяческих".

В девятый день после смерти церковь совершает молитвы и бескровную жертву об усопшем. Макарий Александрийский разъясняет, что после трех "загробных" дней, повелевается показать душе красоту рая. Праведная душа за шесть последующих суток великолепного путешествия забывает о скорби из-за потери тела, и радуется, а грешная -- переживает, что ее могут и не допустить в эту благодать. На девятый день душа снова возносится на поклонение Богу.

Дни оплакивания умерших в самой глубокой древности продолжались 40 дней. Церковь считает, что столько надо поминать умершего, заказав сорокоуст об упокоении, и особенно в сорочины (40-й день). И далее по Макарию: после вторичного поклонения Богу, Владыка повелевает отвести душу в ад и показать ей места мучений. По этим местам душа носится 30 дней, трепеща, чтобы и самой не попасть в это место. В сороковый день душа третий раз возносится к Господу Богу, и Судия назначает ей заслуженное место пребывания. Годовое поминовение связано с тем, что день смерти христианина является днем его рождения для новой жизни. Поминать усопших следует также в дни их земного рождения и именин (день памяти святого, имя которого они носили).

ИНДУСЫ УСОПШИХ ЗАБЫВАЮТ

Какие скорбные обряды существуют у представителей других религий? В Индии усопшие не имеют последнего пристанища. По многовековой традиции их сжигают, а пепел развеивают над священными для индусов реками (Инд и Ганг). Такой финал предписан индуистской религией. Согласно библии индуистов "Бхагавадгите", душа -- это самостоятельное и вечное существо, которое (в зависимости от праведности своей очередной жизни) переселяется (реинкарнируется) из пришедшего в негодность тела в новое (младенческое), но может оказаться и в теле насекомого, любого животного, растения и даже в камне. Таких "миграций" может быть миллионы и миллиарды, пока душа не уйдет в нирвану -- блаженную область то ли бытия, то ли небытия.

Индусы считают, что душа за время пребывания в теле весьма привязывается к нему, поскольку физическая оболочка удовлетворяла ее желания. Потому уничтожение тела облегчает боль расставания с ним и дает душе возможность спокойно отправиться в предначертанный путь. Ради облегчения страданий освободившейся души родственники не оплакивают усопшего и не вспоминают о нем, за исключением молитв во время обряда кремации (сати) и несколькими днями позже. Если умерший вел не очень праведную жизнь, его участь после смерти можно облегчить обрядом повиновения -- шрадха. Это имеет право осуществить только сын усопшего (наследник освящает еду и предлагает ее изображению отца, после чего еда отдается животным). Именно из-за обряда шрадха каждый индус мечтает иметь сына: своих первенцев они так и называют -- Путра, т.е. "тот, кто избавляет от ада".

В отдаленных районах Индии до сих пор практикуется обряд сжигания вместе с умершим его жены. Женщину за ноги приковывают к "месту казни" железными цепями. Иногда обезумевшую от боли жену приходилось оглушать дубинкой. Скончавшихся индийских евнухов "стоя" доставляют к месту кремации, которая проходит обязательно ночью. В процессе в покойника плюют и обругивают: чтобы отбить у души желание при предстоящей реинкарнации снова вселиться в тело евнуха.

МУСУЛЬМАН ХОРОНЯТ СПЕЛЕНУТЫМИ

Ислам так же утверждает, что физическая кончина не является итогом человеческого существования: между смертью и Судным днем (когда Аллах окончательно решит судьбы людей) существует промежуточное состояние -- барзах. В состоянии барзаха тела умерших сохраняют чувства, потому хоронить останки следует со всем уважением. Одним из доказательств почтения являются быстрые похороны -- тело усопшего надо предать земле до захода солнца в день кончины. Задержка на сутки-двое приемлема лишь по форс-мажорным обстоятельствам.

Перед погребением тело трижды омывают чистой водой с мылом, затем лицо и конечности посыпают благовонным порошком либо обрызгивают духами. Потом покойного заворачивают в три белых, ничем не обработанных куска материи, на подобии того, как матери пеленают младенцев, и тканью закрывают лицо. Погибших в борьбе за веру и национальные интересы шахидов, "закутывают" в флаг страны, оставляя лицо открытым.

Приготовленное к погребению тело приносят в мечеть, где пришедшие отдать последнюю дань уважения усопшему (в основном мужчины) читают молитву. Тело придается земле без гроба и обязательно лицом в сторону Мекки, где находится священный для мусульман Черный камень.

P.S. На нашей многоликой планете есть религии, исповедующие умирание души вместе с физическим телом. В частности, так считают адвентисты и ягодисты, по учениям которых душа неизменно связана с материальной оболочкой и способна воскреснуть лишь в случае оживания этого тела.