1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (1758) за 25.05.2004

КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ С ТОВАРОВЕДАМИ И ПРОДАВЦАМИ

Несмотря на наличие Закона "О защите прав потребителей", торгующие организации иногда пытаются нас, потребителей, обдурить. Чтобы этого не случилось, нужно знать несколько простых правил.

Итак, ситуация первая: потребитель купил качественную вещь, но захотел обменять ее. Причин может быть уйма: например, шкаф "не вписывается" в интерьер комнаты, кофточка не подошла под цвет лица, туфли "жмут". Согласно закону, в течении 14 дней с момента покупки продавец обязан принять такую вещь и отдать деньги. Главное, чтобы был сохранен товарный вид вещи. Кроме того, магазин потребует предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт, служебное удостоверение, водительские права и т.д.), а также документ о покупке -- это может быть кассовый (фискальный) чек, квитанция, приходный ордер, накладная и прочее.

Понятное дело, магазину не выгодно принимать у вас вещь, пусть даже качественную -- ведь из-за этого снижается выручка, да и возиться с документами неохота. Продавец может сказать: мол, приходите позже, сейчас в кассе нет денег. В этом случае вы можете вещь сдать на хранение. Но лучше, конечно, пригрозить, что напишите жалобу: отсутствие денег в магазине -- причина неуважительная. Если вы потеряли чек, не отчаивайтесь. Любой документ (в том числе и бухгалтерский) может быть восстановлен, а корешки всех чеков сохраняются в кассовом аппарате или в бухгалтерии. Кроме того, факт покупки может быть доказан, к примеру, показаниями свидетелей.

Случается, и покупатели поступают непорядочно. На одном из рынков рассказали такую историю. Семья купила люстру. А через несколько дней сдала ее, не объясняя причин. Позже выяснилось, что покупатели просто хотели отметить новоселье, а люстры не было. Купили нужную вещь, привинтили к потолку, устроили пиршество. Когда гости ушли, а в семейном бюджете остались сущие копейки, решили вспомнить о своих правах на обмен... Продавцы -- делать нечего -- отдали деньги.

Ситуация вторая: потребитель купил некачественную вещь и узнал об этом только дома. Главное -- не отчаивайтесь! Решите на семейном совете, как лучше поступить: можно забрать деньги, можно обменять вещь на качественную, а можно потребовать, чтобы магазин или фирма-производитель за собственный счет устранили недостатки (то есть, исправили брак).

Одна потребительница как-то купила зеркало. Однако не заметила, что сбоку на нем была маленькая трещинка. Приехала в магазин, стала возмущаться. Продавщицы хмыкнули, дескать, раньше надо было смотреть. Женщина пригрозила жалобой, потом обратилась к адвокату. Понадобилось три дня, чтобы разрешить ситуацию в пользу потребительницы.

Иногда продавцы начинают хитрить. Могут сказать, мол, вы купили вещь, "приняли" ее, все было в норме, никто вас насильно не заставлял этого делать. Или могут заявить, что брак возник не по вине торговли, а производителя. Все это -- необоснованные отговорки: магазин обязан принять брак. Законодатель исходит из того, что потребитель не имеет специальных знаний о товаре, поэтому не всегда может "вычислить" неполадки прямо у прилавка.

Одна наша знакомая купила для сына велосипед, в котором постоянно слетала цепь. Товароведы в один голос советовали: езжайте в мастерскую и решайте проблему там. Женщина воспользовалась советом и... потратила целый день. Хотя на самом деле могла сдать бракованный велосипед прямо в магазине и взять нормальный, не тратя времени на устранение недостатков.

Хуже, если работники магазина посчитают, что брак случился из-за неправильной эксплуатации (то есть, по вине потребителя), а вы с таким "вердиктом" не согласны. В этом случае смело сдавайте вещь на экспертизу. Для начала напишите два заявления: так и так, прошу принять бракованную вещь и выдать деньги. Один экземпляр заявления сдайте директору магазина или товароведу, второй (с отметкой о вручении) оставьте себе. По закону, в течении трех дней магазин должен сдать товар на независимую экспертизу, оплатив ее проведение.

Магазин обязан довести до потребителя информацию о фирме-производителе. В некоторых мебельных магазинах пишут: "Сделано в Украине". Спрашиваю: "А где именно это сделано?" Продавцы говорят: мол, не знаем, а если бы и знали, то не сказали бы -- "а то вы туда поедите и сами купите". Это нарушение: смело идите к товароведу и требуйте предоставления информации. В случае чего -- напишите замечание в книгу жалоб.