1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №114 (1758) за 25.05.2004

ПОЧЕМУ ОТ ПОЕЗДА "ОТСТАЛ" ВАГОН-РЕСТОРАН

Многие пассажиры воспринимают вагоны-рестораны как некую экзотику, где еду и питье предлагают по заоблачным ценам. А напрасно: вагон-ресторан -- это такое же заведение общественного питания, как и любое другое, только на колесах. И цены здесь разные -- и божеские, и "кусючие"...

Однажды автор этих строк в составе журналистской группы проехался в фирменном поезде N 12 "Симферополь--Киев". От нечего делать решили пойти в ресторан. В вагоне -- накурено: на столиках стоят пепельницы (хотя висит плакат: "Курить строго запрещено"). Двадцать посетителей обслуживает одна официантка. Впрочем, меню приятно поразило ассортиментом: пять наименований первых блюд, столько же наименований мясных блюд, шесть салатов, двадцать два вида (!) крепких алкогольных напитков, огромное количество пива...

Кто-то из присутствующих подметил: мол, спаивает железная дорога "благодарных клиентов". Цены -- не для пролетариата: солянка, к примеру, стоит 13 гривен, жареная курица -- 40, бутылка хорошей водки -- 70 (между прочим, в листках меню не стояли печати). "Можно супчика?" -- спрашивает немолодой коллега. "Супа нет, есть только солянка", -- отвечает официантка. Через пять минут девушка подошла снова: "Вы знаете, и солянки нет... А что вы хотите? Ведь уже полвосьмого -- у нас в это время первого не бывает..." Коллега язвительно заметил: мол, в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", все блюда, указанные в меню, должны быть в наличии. Официантка ушла. Пришла через десять минут: "Ну что -- выбрали?" Слово за слово, и оказалось, что из сотни наименований блюд, указанных в меню, мы можем заказать от силы пятнадцать. Лишь алкоголь -- в полном наличии!

После того, как об этой истории написала пресса, руководители железнодорожного ведомства приняли меры: с работниками ресторана провели внеочередной инструктаж, уволили официантку, а начальнику поезда объявили выговор.

Однажды мне посчастливилось ехать в поезде N 81 "Киев--Ужгород". И надо же -- билет дали не куда-нибудь, а в вагон-кафе (это такой вагон, где 16 мест -- купейные для пассажиров, а остальное место отведено под столовую, где оборудованы две стойки, кухня и "ларек"). С одной стороны -- неудобно: все время туда-сюда снуют пассажиры и бармены, а с другой -- появилась уникальная возможность понаблюдать за работой железнодорожного общепита.

Так получилось, что никаких "отклонений" я не заметил. В вагоне -- уютно, прибрано. Скатерти и занавески -- чистые. На стене висит "Уголок потребителя", где написано -- кто обслуживает вагон, когда он проходил "аттестацию", куда можно пожаловаться по поводу некачественного обслуживания. Все блюда, которые указаны в меню, можно заказать. Когда я рассчитывался за заказ, буфетчица мне даже сдачу дала!

Как-то довелось проехаться еще в одном фирменном поезде. Представляете: в нем вообще не было ни вагона-ресторана, ни вагона-кафе. "А у нас ресторана нет, придется вам потерпеть, -- вежливо-предупредительно сообщила проводница. -- Если хотите, можете купить еду у бабулек на какой-нибудь станции. Вам сказать, когда будет станция?"

Что же это получается? Поезд идет 18 часов (если не опоздает). Допускать такие перерывы в приеме пищи врачи не рекомендуют. А ведь в поезде едут и язвенники, и беременные -- а им нужно питаться по графику. Да и простым пассажирам не мешает иногда покушать!

Выходит, что железная дорога берется перевезти пассажира из точки А в точку Б, но при этом совершенно не беспокоится о его здоровье и самочувствии?

Автор этих строк письменно обратился к начальнику дороги -- мол, почему нет вагона-ресторана или вагона-кафе? Ответ пришел быстро: "Сообщаем, что в связи с капитальным ремонтом вагона-кафе, временно вместо него был включен купейный вагон, в которому 2 последних купе были выделены под буфет, для реализации продуктов питания, безалкогольных напитков и соков".

Но позвольте! Во-первых, проводник не сообщил мне -- в каком вагоне были те самые купе. А во-вторых, в скорых и пассажирских поездах должны быть именно вагон-ресторан или вагон-буфет -- ведь в условиях "2 последних купе" нельзя приготовить горячей пищи! И потом: если один вагон-кафе отправляется на ремонт, значит, вместо него в состав должны включать другой...

Не удовлетворившись ответом руководителя дороги, я обратился в "Укрзализныцю" -- Государственную администрацию железнодорожного транспорта. Мне ответили: мол, спасибо, ваши замечания будут учтены в дальнейшей работе. Не заметили нарушений ни Центральная санитарно-эпидемиологическая станция, ни Управление по делам защиты прав потребителей, ни Министерство транспорта.

"Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрена организация работы учреждения общественного питания или торговли пищевыми продуктами, безалкогольными напитками и соками в отдельных купе купейного вагона пассажирского поезда", -- сообщил заместитель министра экономики Сергей Романюк.

-- Работа вагонов-ресторанов регулируется теми же документами, которыми регулируется работа заведений общественного питания, -- говорит сотрудник Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец. -- Это -- Закон "О защите прав потребителей", "Правила работы предприятий общественного питания", "Государственные санитарные правила" и другие.

Итак, подведем итоги. Во всех скорых и пассажирских поездах должен быть вагон-ресторан или вагон-буфет. Все блюда, указанные в меню -- должны быть в продаже. Цены на алкогольные напитки должны приводиться дифференцировано -- за 50 г напитка, за 100 г, за бутылку. На листках меню должны быть проставлены печати и подписи должностных лиц. Если заметили, что вас дурят -- оставьте об этом запись в Книге жалоб и предложений. Пассажир имеет право "перевесить" все блюда на контрольных весах. Ограничений по стоимости или ассортименту нет -- то есть, любой пассажир может прийти в вагон-ресторан и заказать себе стаканчик минеральной воды...

P.S. Министерство транспорта Украины и Государственная администрация железнодорожного транспорта отказали корреспонденту "Сегодня" в аккредитации на 2004 год.