1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №115 (1759) за 26.05.2004

С КОНЦА НЕДЕЛИ БЕНЗИН МОЖЕТ НАЧАТЬ ДЕШЕВЕТЬ,

Влияние мирового роста цен на нефть, называемое причиной резкого подорожания "горючки" в Украине, преувеличено. Более весомый фактор -- стремление нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и связанных с ними трейдеров увеличить рентабельность за счет дружного повышения отпускных цен. Поэтому правительство, не прибегая к административному регулированию рынка, потребовало от его участников умерить аппетиты и снизить цены.

До 90% нефти на украинские НПЗ поступает из России. По данным ПО "Укрнефтехимпереработка", если в апреле западносибирская нефть поставлялась по $180--190 за тонну, татарская -- по $172, а низкокачественная башкирская -- по $135, а с 5 мая -- соответственно по $190, $185 и $145, то с 21 мая цены выросли до $220, $210--220 и $165. Итак, сырье подорожало максимум на 20%, а готовые нефтепродукты -- в полтора раза. Стало быть, главный фактор -- сезонное повышение спроса на бензин, используемое трейдерами для увеличения цен в рознице. Возможно, дело и в искусственном дефиците горючего, ведь за 24 дня мая НПЗ переработали 937 тыс. т нефти -- на 40% меньше, чем за аналогичный период 2003-го (Херсонский и Лисичанский НПЗ останавливались на плановый ремонт), что на фоне активного экспорта бензина из Украины привело к физической нехватке горючего на внутреннем рынке. Антимонопольный комитет этот фактор называет одной из причин роста дороговизны, нефтетрейдеры же его отрицают, утверждая что дефицита горючего нет и свидетельство тому -- бесперебойная работа АЗС. Однако премьер-министр Виктор Янукович вчера заявил, что правительство намерено запретить экспорт нефтепродуктов, дабы насытить ими внутренний рынок, и на время стабилизации рынка ввести ограничение рентабельности для нефтетрейдеров на уровне 5%. В свою очередь, НПЗ пообещали снизить рентабельность оптовых поставок до 7% и приостановить экспорт горючего на неделю.

По словам Сергея Куюна, исполнительного директора Консалтинговой компании ЮПЭКО, в Киеве подорожание достигло максимума, регионы же "подтягиваются" к этой планке. Его прогноз -- ожидать удешевления горючего не приходится, мало того, А-76 может "подрасти" еще на 10%. Причина -- ожидание дальнейшего удорожания нефти, поступающей из РФ в Украину, до $230/т, в противном случае россияне сократят поставки нам и увеличат -- на Запад. Мол, а если правительство введет админрегулирование цен, это приведет к дефициту горючего: НПЗ сократят переработку до технологически приемлемого минимума. Между тем замначальника Госинспекции по контролю за ценами Александр Савицкий предположил, что нефтетрейдеры повышают цены с учетом дальнейшего удорожания нефти, дабы накопить средства под новые закупки сырья.

Однако избежать дальнейшего подорожания бензина и даже добиться его удешевления можно и за счет его импорта. По информации из конфиденциального источника, из Литвы в Днепропетровскую область уже завезена крупная партия дизтоплива и высокооктанового бензина по приемлемым ценам. "Пик кризиса на рынке нефтепродуктов пройден, -- сказал руководитель пресс-центра НАК "Нефтегаз Украины" Константин Бородин. -- Не буду раскрывать все нюансы поиска способов урегулирования ситуации, но механизмы, которые уже применены, позволяют ожидать к концу недели удешевления бензина на 10%. С перспективой дальнейшего снижения цен и выхода к осени на тот уровень, который сложился к началу мая".