1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №116 (1760) за 27.05.2004

УКРАИНСКИЕ СТРОИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ИЗ МОСКВЫ В КИЕВ

Лет десять назад в поисках лучших заработков столицу массово покидали рядовые строители, а также инженеры, прорабы, бригадиры. Кто -- в Москву, а кто -- и дальше. Позже власти Киева обещали отправить мастеров на "розбудову" Пекина, Кабула, Ашхабада. Сегодня наш город оживился -- сооружаются новые мосты через Днепр, разрастаются жилмассивы, возводится метро. И во весь рост встала, казалось бы, неожиданная проблема -- где взять строителей? Уже сейчас дефицит строительных специальностей ощущается очень сильно, а многие наши "заробитчане" возвращаются из Москвы в Киев. В будущем эта тенденция может стать более очевидной. Особенно, если столичным строителям зарплату повысят.

СТРОИТЕЛИ ДОМОВ СТАРЕЮТ

-- Нехватка строительных кадров -- одна из основных проблем, и даже на собрании акционеров я уделил ей особое внимание, -- рассказывает Владимир Поляченко, президент ХК "Киевгорстрой". -- Десять лет назад такой вопрос не стоял: мы считали, что лучшие работники -- "захидняки". Но сегодня применяются более сложные -- каркасно-монолитные -- технологии, и требуются квалифицированные кадры. Возводим почти треть домов в 30--40 этажей, а работать на 9 и 25 этажах, как говорят в Одессе, две большие разницы. Нужны также монтажники, сварщики, каменщики. Характерно, что уже нет оттока кадров в Россию и другие страны, ведь зарплата у нас -- в среднем до 1000 гривен. Есть другая проблема -- строители стареют. Их средний возраст -- за 40, скоро уйдут на пенсию 6--8% специалистов.

Мнение простого строителя. "Раньше был трактористом в совхозе на Хмельнитчине. Но когда развалилось предприятие, подался на заработки в столицу. Таких, как я, в городе -- тысячи, -- рассказывает Василий. -- Работаем вахтовым методом: 14 дней отпахал, зарплату получил (350--450 грн.) и -- домой. Через две недели -- обратно в Киев. Так уже почти год. Поначалу был подсобником, теперь тружусь каменщиком. Среди "вахтовиков" много сварщиков, столяров, высотников, крановщиков. Мы с напарником, дабы сэкономить, живем в вагончике прямо на стройплощадке. Условия? Не ахти. Но жить в гостинице нам не по карману.

НА СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТОВ ИЗ РОССИИ ВЕРНУЛИСЬ СОТНИ НАШИХ РАБОЧИХ

-- Дефицит кадров всегда был, есть и будет, -- считает Владимир Жуков, гендиректор КК "Киевавтодор". -- Безусловно, часть дорожных строителей уезжаюет в Россию и не только. Многие уходят в частные структуры -- работа во дворах и на обустройстве территорий спокойнее уличной. Зарплата -- та же, а то и выше. Сегодня мы могли бы привлечь не менее 200--300 квалифицированных специалистов (в корпорации -- 5 тыс. рабочих. -- Авт.). Приглашаем строителей на сезонные работы -- приезжают в основном из Закарпатья.

Мостостроевцы, которые разбрелись по всему постсоветскому пространству, едут в Киев, узнав о сооружении Подольского мостового перехода. По информации руководства "Мостобуда", заверил Владимир Андреевич, более 200 человек вернулись домой.

Мнение инженера-мостовика. "Еще неделю назад я трудился на объекте в России. Даже туда дошли слухи, что в Киеве начинается строительство двух мостов. Начался процесс по перекупке специалистов. Ведь рыба ищет, где глубже, а человек, где больше платят. Сейчас в украинскую столицу перебираются целые бригады мостовиков. Я со своей буду трудиться над возведением авто-железнодорожного моста через Днепр к Дарнице. Обещают неплохие зарплаты. "Война" за специалистов идет между двумя объектами -- хороших инженеров явно не хватает".

КИЕВСКОЕ МЕТРО РОЮТ ДОНЕЦКИЕ ШАХТЕРЫ

-- Киевляне не очень-то хотят трудиться под землей, -- поведал Владимир Петренко, председатель правления ОАО "Киевметрострой". -- Зато много желающих среди приезжих с опытом работы. Больше всего -- из Донбасса. Их размещаем в нашем общежитии. Проблемы занятости нет -- в последнее время наладилось финансирование. Численность организации колеблется от 3 до 3,5 тысяч. Главное, есть "костяк" опытных инженеров и бригадиров. Вообще же, наши специалисты всегда были на высоком уровне.

Сейчас метростроевцы в составе одной из фирм трудятся в Ашхабаде (по договоренности на уровне государств) -- мы строим метро, а нам транспортируют газ. А вот расстраивать "подземку" Пекина киевские специалисты не поехали. Несмотря на протокол намерений, переговоры между нашими и китайцами по неизвестным причинам не продлились. Говорят, предпочтение отдано немцам -- у них классная техника.

ПОЧТИ КАК В МОСКВЕ

Как видим, строительный комплекс столицы столкнулся с проблемой острой нехватки кадров. Причем в первую очередь это касается "коренных киевлян", которых на стройках, наверное, скоро совсем не останется (на 1000 гривен в городе можно найти работу менее пыльную), а также строителей высокой квалификации. И если первую проблему можно решить за счет разнорабочих из провинции, то вторую, скорее всего, придется решать, повысив зарплаты. Иначе не "перетянешь" классных специалистов, которые сейчас заняты на стройках в той же Белокаменной. Там они получают на руки где-то $500--600. Правда, значительная часть этой суммы уходит на дорогу, взятки российским "правоохранительным органам" и прочие расходы. То есть "подтянуться" Киеву, чтобы стать таким же популярным по зарплатам для строителей, как и Москва, -- надо не так уж и много.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Трагедии на стройках продолжаются. Строители уже гибли под обвалившимися лестничными маршами, балконами, кранами. Очередь дошла до лифтов. Позавчера в шахту лифта угодили три человека: два получили серьезные травмы, один скончался на месте. Как сообщает пресс-служба управления Госнадзорохрантруда по Киеву и области, люди упали в шахту 4-этажного здания по улице Большая Житомирская, в котором проводилась реконструкция. Неделю назад двое будущих монтажников лифта были направлены на объект для ознакомления с условиями труда. Они дали согласие на выполнение работ после заключения трудового соглашения, но оформлены еще не были. По не установленным причинам работники пришли в здание вместе с земляком и оказались на монтажном настиле в лифтовой шахте на 4-м этаже, который под их тяжестью рухнул.