1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (1761) за 28.05.2004

ЖАЛЬ, ЧТО НЕ НАМИ ВСЕ ЭТО БУДЕТ НОСИТЬСЯ

Выставка в Киевском музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко провоцирует снова подумать о том, что есть мода. Речь в данном случае -- об итальянской моде 50--90-х годов XX века. А, значит, о довольно забавном объекте для историков культуры и для всех остальных.

Мода-обман. Не ново, особенно в ключе фильма "Готовое платье" (так он назывался в нашем прокате). С любопытством взирая на экспонаты, нередко оказываешься во власти подмены понятий. Высокая мода там, где прозу выдают за поэзию, примитив -- за минимализм, нарочитое уродство -- за красоту. А красоту -- пожалуй, лишь ее не выдают ни за что.

Словно дивный сон -- розовое платье из тафты (Айяцци Фантеки, 50-е гг.) с облегающим корсажем, юбкой-тюльпаном и крупными цветками на поясе. Аллюзия на героинь средневекой живописи -- темно-зелено-сине-сливовый шедевр (родом из 80-х) с огромным бантом под животом. Благородная красота у кремового крепового платья в стиле ампир -- с рельефом роз и неожиданно черным бантом под лифом (Кароза, 1964 г.).

Мода-позиция. Львиное большинство экспонатов -- из коллекций великосветских дам. Снобизм -- тоже позиция и не всегда со знаком минус. Ежесезонно кучка богатых теток тратит головокружительные суммы на приобретение Имени с большой буквы. Благодаря чему каждая чувствует себя подстрахованной брендом-оберегом.

И вот вам Валентино начала 70-х, аскетичный, классичный до скуки, представленный черным шелковым платьем с тесным мини-корсажем на бретельках. А вот тот же Мастер, но уже вторгшийся в 80-е: черный бархат, длинные V-образные вырезы сзади и спереди. Не стоит иронизировать, ссылаясь на сказку о голом короле. На таком уровне ирония смертна.

Мода-хронометр. Именно это свойство определяющее. Ведь внешний вид -- наш и сестер наших аристократок -- наиболее точно отражает шалости эпох. В последние годы принято издеваться над конструктивизмом 80-х. Хотя следует отдать им должное: именно после кризисных 70-х мировая материальная культура окунулась в карнавал вседозволенности. Часто комичной, ведь стройные фемины превращались в броненосцев. Одно из свидетельств того времени -- нарядное одеяние с "дутыми" плечами, расшитыми металлическими бляхами. Но и тогда, и сейчас дамы вряд ли отказались бы надеть платье из бледно-голубого крепа с замысловато декорированным корсажем, словно выплетенным из тканевых веревок (Фернанда Гаттинони, 1956). Или пастельные элегантные наряды от сестер Фонтана (50--70-е), этнические трикотажные платья-чулки от Валентино (1963), люрексовые абстракции от Миссони (60-е). Венец "эволюции" -- прозрачный халат, расшитый черным биссером, выданный Армани за вечерний наряд (1994).

Мода-искусство. И, конечно, прикладная наука. Срез постмодернистской нарядной одежды -- это профессиональная полемика по поводу деталей, рисунков, силуэтов. Почему в 70-е были актуальны черно-белые платья с эффектом "обман зрения" (Роберта ди Камерино)? А в 60-е -- балахоны из джерси с леопардовой окраской и перьями? Наконец, почему мы так далеки от рукотворности и изобретательности 50-х годов, которые в маминых модных журналах видятся нам истинным воплощением высокого стиля? В экспозиции -- вязаное крючком нарядное черное платье-клеш (сестры Фонтана, 1954 г.).

В лексикон землян нашего века вошло слово "винтаж" -- как определение целого направления. Под этим понятием подразумевается секонд-хенд от выдающихся дизайнеров, в свое время попавший в руки не менее значимым клиентам. Есть определенная смелость в том, чтобы думать об одежках из старого сундука как о функциональных вещицах. Однако все, увиденное на выставке, можно запросто надевать и носить сегодня. Если вписаться в параметры аристократической хрупкости. И, конечно, в том случае, если герцогиня или маркиза согласится одолжить вам на вечер коллекционный экземпляр...