1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №117 (1761) за 28.05.2004

СПОР ИЗ-ЗА ПРИЧАЛА

"Киевский речной порт" вот уже два месяца лихорадит. Но вовсе не от повышенного интереса отдыхающих к прогулочным теплоходам (хотя и не без этого). В начале апреля Фонд госимущества Украины решил передать пять пассажирских (NN 10--14) и часть грузовых причалов в аренду Волжско-Днепровской судоходной компании. С точки зрения обывателя, может, и неважно, кто хозяин, лишь бы теплоходы ходили. Но в том-то и дело, что сейчас решается судьба речных пассажирских перевозок как таковых.

Краткая предыстория: при приватизации ОАО "Киевречпорт" причалы, находящиеся на его балансе, не вошли в уставный фонд предприятия, поскольку это -- объекты стратегического значения. Поэтому с 1993-го по 2003 год, пока длился этот процесс, порт пользовался причалами "по умолчанию". При этом, по словам председателя правления Георгия Душника, они не раз обращались к Фонду с просьбой передать причалы в аренду. "Нам отвечали -- нельзя, и вдруг передали их коммерческой структуре, которая не имеет в Киеве ни одного теплохода", -- сказал он. Однако это, судя по официальным данным, не совсем так...


Справка
ЗАО "Волжско-Днепровская судоходная компания" (ВДСК) зарегистрирована 20 ноября 2003 года. В составе акционеров: ФГИУ (48,2%), КП "Генеральная дирекция Киевского городского совета по обслуживанию иностранных представительств" (1,8%) и ОАО "Московское речное пароходство" (50%). На балансе у предприятия -- 12 сухогрузных и 8 пассажирских теплоходов. Кроме того, ВДСК арендует у государства 7 прогулочных теплоходов (речных трамвайчиков), которые сейчас ремонтируются. Их эксплуатацию в столице планируют начать уже в этом году.


"Протяженность причальной набережной, -- заметил Георгий Душник, -- почти 6 километров, на балансе у порта -- около 700 метров. И всех интересуют именно они." (Точнее, 245 м пассажирской набережной и 200 м грузовой -- Авт.) Спрашивается, для какой цели? Председатель правления намекнул, дескать, казино и рестораны на воде -- выгодное капиталовложение. Тогда как пассажирские перевозки при существующих расценках, напротив, занятие не столь благодарное. "Из семи катеров "Восход", которые с недавних пор эта компания начала эксплуатировать совместно с КСК "Киев", пять пущены на металлолом и лишь два условно выполняют рейсы "Киев--Канев", -- отметил зампредседателя по пассажирским перевозкам Леонид Кондратенко. -- Если в восемь утра не наберется достаточно пассажиров, рейс отменяется."

Как нас заверили в Вожско-Днепровской компании, все теплоходы целы. Но чтобы их эксплуатировать, нужно создать условия, получить доступ к причалам, чему порт всячески препятствует.

"Основные функции "Киевречпорта" сводятся к коммерческим поездкам с дискотеками, -- рассказывает Константин Молодковец, председатель правления компании, который, между прочим, некогда сам возглавлял порт. -- Мы же хотим возродить пассажирские перевозки в режиме городского транспорта, соединив районы, примыкающие к Днепру. Речные трамвайчики будут курсировать по маршруту от Вышгорода до острова Водников. На Оболони, кстати, уже отведено пять мест под новые причалы. Если город разрешит, в Минском районе построим Северный вокзал. Сейчас нам приходится продавать билеты с коленей..."

Но прежде необходимо привести в порядок спорные причалы, которые, по словам Молодковца, находятся в аварийном состоянии: "Теплоходы вымывают из-под стенок щебенку, и они проседают. Несколько лет назад в Херсоне обрушилась стена причала -- погиб человек, много раненых. Такое может произойти и в Киеве."

В то же время руководство "Киевречпорта" заявило, что с их подачи уже готовится проект реконструкции причалов. Конечно, и здание вокзала, и набережная -- в плачевном состоянии. Палатки с пивом и шашлыками не красят речные ворота столицы. Но на все нужны деньги. В 2000 году предприятие было на грани банкротства. По словам Георгия Душника, девять месяцев работникам не платили зарплату, накопилось 3,5 млн грн. долга, а убытки за 1999 год -- 5,5 млн. Но сейчас, после смены руководства, порт входит в список самых крупных налогоплательщиков: лишь за прошлый год в бюджеты всех уровней поступило 3,1 млн. грн.

Душник также подчеркнул, что "Киевречпорту" -- более ста лет. Это один из немногих речных портов Украины, у которых после приватизации появилась тенденция к развитию. Объем пассажирских перевозок составляет порядка 500 тыс. человек в год. На вооружении -- около 50 судов, в том числе 14 пассажирских. Кроме традиционных рейсов к Киевскому морю и в устье Десны, после 10 июня, когда закончится нерест, откроется новый маршрут "Киев--Зазимье". В перспективе -- чистка русла реки и покупка нескольких пассажирских суден. Если же порт останется без причалов, годовая прибыль, составляющая сейчас 16 млн грн., сократиться на 60--70%.

"Развалится экономика предприятия, которое только встало на ноги, -- говорит Георгий Аркадьевич. -- Ведь ни один порт в мире без причалов существовать не может. Между тем, отказав в аренде причалов, Фонд госимущества нарушил нормы действующего законодательства: имущество прежде всего передается в пользование организации, на балансе которой оно находится."

Впрочем, Екатерина Молоканова, помощник председателя правления Волжско-Днепровской компании по правовым вопросам, не согласилась с последним доводом, сказав, что ничего подобного в законе об аренде не предусмотрено. Более того, в региональном отделении ФГИ нам заявили: "Киевречпорт"... не обращался к ним с просьбой об аренде. Дескать, все началось после того, как заявку подала вышеназванная компания. Передачу причалов в пользование ВДСК считают обоснованным, поскольку порт не платил за использование причалов.

Скандал докатился до самых верхов. В ближайшее время Кабмин должен принять постановление, которое бы сподвигло межведомственную государственную комиссию разобраться в ситуации, сложившейся на судоходном рынке, в частности, упорядочить вопрос использования речных причалов. Со своей стороны "Киевречпорт" обратился в городской хозяйственный суд. Если портовики не добьются своего, они грозятся в знак протеста перекрыть судами фарватер Днепра.