1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (1764) за 02.06.2004

НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА -- ПО ВОЗДУХУ ВЕЗТИ БЕГЕМОТА

В культовом, как его называют кинокритики, фильме "Особенности национальной охоты" есть эпизод -- в бомбовом отсеке военного самолета транспортируют... корову. Трудно судить, насколько реальна такая ситуация в жизни, но, по слухам, буренок морозоустойчивой холмогорской породы из Архангельской области в Якутию пытались перебросить похожим способом. Железнодорожных магистралей на Крайнем Севере нет, морем везти долго, да и кормов в пути не напасешься. Впрочем, есть и цивилизованные формы доставки животных, причем на весьма длинные дистанции, иногда с континента на континент.

МИРА СТАЛА "КИНОЗВЕЗДОЙ"

Недалеко от шведского города Готенбурга есть крупнейший в мире зоопарк "Норденс Арк". Обитатели высоких широт -- песцы, северные олени, полярные волки -- чувствуют себя там как дома. Есть и представители других регионов, которым грозит вымирание. Чтобы не допустить этого, взрослых особей направляют в другие зоосады.

Воздушный перелет в Германию совершила недавно самка снежного барса по кличке Мира (родина обитания -- Гималаи). В аэропорту Готенбурга ее погрузили в полутораметровую клетку и самолетом MD-11 авиакомпании "Люфтганза" доставили во Франкфурт-на-Майне. Весь путь 120-килограммовая "аристократка" мирно спала, а после приземления провела два часа в специально выделенном для животных "зале" ожидания.
Затем ее маршрут пролег в Мюнхен, а оттуда -- в Зальцбургский зоопарк, где "невесту" в огромном вольере с нетерпением дожидался красавец-самец Шанкар. Фильм о Мире, снятый баварскими телерепортерами, демонстрируется на борту пассажирских лайнеров.

Уникальный перелет однажды выполнил экипаж Ан-124 компании "Волга-Днепр": чартерным рейсом из Японии в Океанический парк Тайваня предстояло перевезти одиннадцать дельфинов.

Им выделили по отдельному боксу, откомандировали группу тренеров и ветеринаров. Температура внутри крылатой машины составляла около 15 градусов по Цельсию. Чтобы поддерживать необходимое давление воздуха в не герметичной грузовой кабине, трехчасовый полет выполнялся на небольшой высоте.

"Руслан" с дельфинами на борту встречал вице-президент Тайваня. Из аэропорта почетных гостей в сопровождении эскорта привезли в океанариум, где, окунувшись в привычную для себя среду, они вскоре резвились, как дети.

По заявке журналистов "Комсомолки" перевозила “Волга-Днепр” и отбившуюся от стаи птицу семейства козодой. Ульяновские орнитологи выходили ее, но наступившие холода не позволили самостоятельно отправиться в теплые края. На помощь пришли авиаторы. Козодоя выпустили на волю спустя несколько часов в итальянском городе Кальяри. На днях с далекой Чукотки летчики "Трансаэро" привезли в Москву большую белую цаплю. Обычно она обитает в Южном Забайкалье и Восточном Казахстане. Каким-то образом птицу занесло на Крайний Северо-Восток. Люди подобрали ослабевшую гостью и переправили с оказией "на материк".

Менял ли, перемещаясь самолетом, местожительства слон, история умалчивает. А вот "Международные авиалинии Украины" принимали участие в доставке бегемота.

-- Для сотрудников аэропорта "Борисполь", ставшего своеобразной перевалбазой по пути из Николаевского в Ташкентский зоопарк, подобная "экспедиция" проходила впервые, -- рассказал "Сегодня" вице-президент по сервису и логистике МАУ Владимир Семенченко. -- Отправляли бегемота в грузовом отсеке пассажирского Боинга. Животное постоянно держали в воде, измеряли температуру, подкармливали. Уход и контроль за поведением и самочувствием обеспечивали несколько сотрудников зоопарка. "Клиент" добрался к месту назначения без происшествий. А бориспольчане получили от узбеков благодарность.

НЕ УБЕРЕЖЕШЬ "ГРУЗ" -- ШТРАФ

Из Голландии в Николаев везли ягуаров: в самолете им выделили отдельный отсек. Из Берлинского зоопарка МАУ доставляли льва и львицу. Никто не гарантировал, уживется ли "сладкая парочка", и ее пришлось расселять в багажном отделении.

В авиакомпании работают опытные специалисты (некоторые проходили курсы на Западе), отвечающие за доставку живых грузов от и до. Сертификаты Международной организации транспортной авиации ИАТА предписывают безукоризненное соблюдение установленных правил.

Случалось, в одном самолете лететь по соседству совам и мышам. Непросто переносят полет экзотические хамелеоны: организм тропического животного требует поддержания температуры на уровне 30--40оС, а перемещать по воздуху приходится в любое время года, того и гляди -- озябнет, простудится, заболеет.

Зимой 1999-го суринамская авиакомпания не уберегла полтысячи птиц и рептилий -- отсек, куда поместили представителей тропической фауны, не отапливался... До Амстердама обезьяны и часть пернатых худо-бедно добрались, их выхаживали в специальных камерах с системой постепенного подогрева. Представители ветеринарной службы предъявили перевозчику крупные штрафные санкции за жестокое обращение с животными и халатность.

Кстати, в Схипхоле, главном аэропорту Нидерландов, как и в других крупных транзитных, стыковочных воздушных гаванях-"хабах", созданы специальные отели для животных. После долгого, изнурительного перелета там есть возможность комфортно отдохнуть и, набравшись сил, отправиться дальше. Уход, питание, уровень обслуживания соответствуют самым взыскательным вкусам даже по "человеческим" меркам.

Крупными партиями доставляют, представьте себе, червей, причем в полузамороженном, чтобы сохранили товарный вид, состоянии. Говорят, наши черви -- очень качественный корм. Кто бы подумал...

МАУ перевозили игуан, соколов, пингвинов. Животных, пернатых часто и вывозят из Украины. Большим спросом на Западе пользуются выведенные у нас французские бульдоги, "экспортируют" черепах, ящериц, змей.

СЛАДКАЯ БЕЛКА БЫЛА НА СНОСЯХ

Любопытно, случалось ли, что в воздухе самка разрешилась детенышем? На памяти Семенченко таких сюрпризов не было -- с беременной живностью стараются не экспериментировать: это чревато осложнениями как для мамаши, так и для потомства. А ведущий специалист столичного зоопарка Татьяна Романова без труда вспомнила недавний факт, когда из Америки прибыла пара красивых сумчатых животных -- австралийских летяг. Через месяц оказалось, что у самки есть малыш, которого она раньше прятала. Подсчитали срок возможного появления на свет и выяснили, что мать сладкой белки, как их еще называют, при отлете была на сносях. Детеныш, образно говоря, прибыл в Украину "безбилетным".

-- Чаще всего при перемещениях животных возникают вопросы финансового характера, которые не каждому зоопарку по плечу, -- говорит Татьяна Борисовна. -- Одно дело, если звери небольших размеров, и их можно доставить обычным пассажирским рейсом. Для парнокопытных же заказываем чартер, что обходится значительно дороже ("Сегодня" шесть лет назад рассказывала, как партию цирковых лошадей вез в Лондон экипаж Ил-76МД Украинской авиатранспортной компании. -- Авт.).

Недавно вместе с алма-атинскими коллегами собирались привезти из Африки жирафов. Но 200 тысяч долларов не нашлось в городской казне, несмотря на то что "Авиалинии Антонова" готовы были предоставить свой широкофюзеляжный самолет -- как-никак ростом длинношеих животных Бог не обидел. Теперь подходящий вариант ищут в европейских зоосадах, чтобы транспортировка оказалась экономически приемлемой.

В этом году из Южной Америки доставляли в Харьковский зоопарк четырех капуцинов, в прошлом -- из Берлина в Киев -- большую летучую лисицу, австралийских ибисов, желтоклювых токко (этих птиц у нас еще не было, а немцы подарили).

-- Полет перенесли стойко, -- добавляет Романова, -- нервничали, как и все путешественники в непривычных условиях, но в целом обошлось без приключений. Для летучих лисиц, чей размах крыльев достигает двух метров, сделали большие клетки, которые едва втиснулись в грузовой люк самолета. Сейчас, в новом помещении, уже вполне освоились, живут нормально.

Африканских рептилий и обезьян ошибочно отправили в Москву, хотя по документам те должны были попасть в Киев.

-- Неделю не могли получить "груз", -- вздыхает собеседница. -- Рептилии пережили неприятность более-менее спокойно, зато приматы без еды и воды настрадались.

-- Их же, по идее, обязаны были поить-кормить?!

-- Это по идее. Временно бесхозных, вернее, невостребованных "персон" сдали по описи на склад, где они и находились неделю. Потом совершили еще один "марш-бросок" -- в Борисполь.

Подобные недоразумения -- исключение из правил, считает Владимир Семенченко. Дорожащая репутацией авиакомпания так не поступает.

Оформление проездных документов животных, птиц иногда занимает несколько часов. В орбиту доставки вовлечены служащие аэропортов, таможенники, пограничники, ветеринарные врачи, представители других служб.

-- Отправляли как-то в Голландию через Люксембург тигра, -- вспоминает Татьяна Романова. -- На уточнение его таможенной стоимости ушло немало времени, пришлось переписывать сопроводительные документы. Перевозчик вник в ситуацию, и животного отправили позже.

А НА ПОЛ-ПУТИ ПОПУГАИ ПРОСНУЛИСЬ

Зверей, птиц иногда умудряются пичкать золотыми украшениями, дорогими монетами, наркотиками, надеясь провезти их незамеченными. Как правило, оканчиваются такие попытки грустно. Не редкость и контрабанда. Кто-то из нашего персонала кубинского лагеря "Тарара", где оздоравливаются пострадавшие от аварии на ЧАЭС дети, додумался обзавестись красивыми длиннохвостыми попугаями. В Гаване перед вылетом напичкали их для верности сильнодействующим препаратом -- чтобы проснулись лишь по прибытию в Киев. Самолет "Авиалиний Украины" делал промежуточную посадку в Шэнноне. И как раз в тот момент, когда в салоне работала бригада уборщиков ирландского аэропорта, попугаи нежданно-негаданно оклемались, устроив форменный переполох.

Так до Борисполя и не долетели -- изъяли в доход Ирландии. Незадачливые нарушители свой "груз" признать отказались (иначе ответственности не избежать) и лишь вздыхали сокрушенно: мол, надо было кубинским ромом или нашей водкой пернатых напоить.