1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (1764) за 02.06.2004

"В КИНО Я СЕБЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ", --

В этом году исполняется 30 лет легендарному фильму Леонида Быкова "В бой идут одни "старики". По случаю юбилея "вторая поющая" эскадрилья собралась в столичном Доме кино. К сожалению, не в полном составе -- иных уж нет, а те далече (кто в ближнем, но уже зарубежье, а кому и недосуг). Тем радостнее было видеть первого Ромео советского кинематографа -- Рустама Сагдуллаева. Честно говоря, ожидала встретить его изрядно постаревшим. Ан нет: подтянут, жгуч, бодр. Ну, разве что пара морщин, которые, впрочем, не портят настоящего мужчину.

-- Рустам, вы приехали по приглашению своих "однополчан" -- до сих пор поддерживаете отношения?

-- Да. Я очень благодарен ребятам и Вилорию Пащенко за то, что пригласили меня. Дай Бог, чтобы еще через тридцать лет мы снова собрались и отпраздновали шестидесятилетие фильма. Другое дело, уже сегодня мы недосчитались троих, вечная им память... Кстати, вы обратили внимание на сцену, в которой Джульетту-Симонову предупреждают о гибели Ромео? Впереди идет Быков, за ним Смирнов, а следом -- Кузнечик. Откуда там взялся Сережа Иванов? Ведь его не должно было быть в этом эпизоде! Нет, увязался почему-то. Именно в такой последовательности, друг за другом, они и ушли из жизни...

-- А как вы вообще попали в этот фильм?

-- Быкову, вернее, его второму режиссеру, меня посоветовал Родион Нахапетов. Я тогда как раз снялся в фильме "Влюбленные". Быкову достаточно было увидеть мое фото, чтобы заявить: "Вызывайте! Я буду его снимать!" Ромео был далеко не первой моей киноролью. Я снимаюсь с 1963 года, то есть с 13 лет, так что "Старики" стали моей шестой или седьмой картиной. Но судьбу мою перевернул именно этот фильм. Я всегда говорю: даже если у актера будет сто ролей, главная, которая станет "визитной карточкой" -- одна, и определит ее зритель. Фильм "В бой идут одни "старики" стал культовым и, я бы даже сказал, опередил свое время. Фильм о войне, а как ни странно -- добрый, с юмором, любовью. И я сознаю, что стал "счастливчиком", ведь далеко не всем актерам выпадает честь работать в таких картинах и с такими людьми.

-- Как вам работалось с Леонидом Быковым?

-- Прекрасно! Леонид Федорович был удивительным человеком! Добродушным, отзывчивым, скромным. И в то же время он был прекрасным организатором. Редкое сочетание, согласитесь. У него была какая-то особая аура, которая просто притягивала к себе, делала строптивых добрыми и заставляла все и вся работать так, как он этого хотел.

-- У вас в фильме такие нежные отношения с Евгенией Симоновой. Не трудно было играть влюбленность?

-- Молодые мы были, Жене вообще на тот момент было 16 лет, она была первокурсницей Щукинского училища. Мы очень подружились, но за пределы съемочной площадки наш роман не вышел. А трудных сцен лично для меня в картине не было -- с таким режиссером, как Быков, это просто невозможно.

Когда была отснята часть материала, Быков пригласил меня в Чернигов на просмотр. Я, честно говоря, не люблю смотреть рабочий материал, но Леонид Федорович уговорил. Я посмотрел на себя... На Женю... Чуть не заплакал... Тихонько вышел и пошел в гостиницу -- собирать вещи. Я та-ак себе не понравился! А особенно рядом с Симоновой. Я все думал: "Как такая девчонка может влюбиться в такого... как я? Да и играть я совершенно не умею!" И улетел бы, если бы меня не перехватили буквально на пороге гостиницы. Быков завел к себе: "Ах, как я просчитался! Я же не знал, что тебе нельзя показывать материал!" В конце концов он убедил меня в том, что все хорошо, а дальше будет еще лучше. Два дня он меня не трогал -- отменил все съемки сцен с моим участием, да еще попросил покойного Алексея Макаровича Смирнова "взять надо мной шефство". Смирнов расстарался, рассказал все анекдоты, которые знал... В общем, я "оттаял" и стал работать дальше. Решил: "Да ладно!.. Все равно это все понарошку!"

-- В результате все получилось не так уж и плохо...

-- Судя по реакции зрителей -- да. Народ валом повалил в кинотеатры!

-- В родном Узбекистане вы, наверное, сразу стали национальным героем?

-- Да я стал популярным во всем Союзе! Спокойно пройти по улице было невозможно -- просто раздирали на части! А в моем характере совершенно отсутствует стремление к славе. Я же сам себе на экране не нравлюсь! Поэтому долгое время, когда меня били по плечу и кричали: "Ой, да это же ты! Я тебя видел!", думал, что надо мной издеваются.

-- Поклонницы, естественно, появились...

-- Море! Звонили, письма мешками писали, домой приходили -- моя мама уже не знала, куда от них деться! Но вот парадокс: женился я поздно -- в 38 лет. И нарушил негласную актерскую традицию иметь по 3--4 жены. Жена у меня одна-единственная. Самое интересное, что она, как и моя Джульетта в фильме, русская, и зовут ее почти так же, только не Машей, а Мариной. Правда, у моей тещи очень подозрительная фамилия -- Горбачева. Марина модельер. А познакомились мы во время работы: я снимался на киностудии "Узбекфильм", а она работала там швеей. У нас двое детей. Дочке одиннадцать лет, сыну -- восемь.

-- Интересно, а что вы делали после съемок "Стариков"?

-- До развала Союза снимался почти каждый год. А потом развалился и кинопрокат, приглашать на съемки стали редко... Сейчас, слава Богу, приглашают чаще, и в Россию в том числе. Снялся в "Дронго", в "Спецназе", в сериале "Ангел на обочине" (скоро выйдет на экраны), пригласили еще в два российских сериала. Кроме того, я сам на своей студии "Ровшан-фильм" сделал 10-серийную картину "Слепые" о подростковой наркомании. В нем снялись Николай Олялин, Василий Лановой, Михаил Светин.

-- Как вообще в Узбекистане сейчас обстоят дела с кинематографом?

-- Очень хорошо! У нас сохранилось Госкино, выделяются бюджетные деньги. Наш президент в этом плане молодец, поддерживает кино. Мы имеем возможность вывозить свои картины на кинофестивали. Сейчас выделили средства на полное переоснащение "Узбекфильма". 5--7 фильмов в год мы выпускаем запросто.

-- А о чем снимаете-то?

-- О разном. И любовь, и сказки... Я сейчас тоже хочу запустить сказку, потому что боевики уже во-от где сидят! А сказок мало -- зрители соскучились.

-- Вообще в последнее время стало модным снимать фильмы на военную тематику. Как вы их оцениваете?

-- Эти фильмы в основном американизированные, зрелищные, "напичканные" эффектными взрывами, кусками мяса, бочками крови... На войне-то, конечно, и похлеще было, но в искусстве должен существовать предел, дальше которого показывать не стоит.

-- Спасибо за интервью, надеемся почаще видеть вас на экране.

-- И вам спасибо, а читателям обязательно передайте привет и поговорку: "Айдах Галя и султан, Украина -- Узбекистан"!

-- Что в переводе означает: "За дружбу между народами"?

-- Совершенно верно!