1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (1764) за 02.06.2004

ОЛЕГ ДАЛЬ СЧИТАЛ СЕБЯ НЕЗАМЕНИМЫМ,

Режиссеры приглашали Олега Даля играть в театрах и кино Москвы и Ленинграда, а он, почитав сценарий, зачастую отказывался. Иногда давал согласие и даже начинал репетировать, а потом молча уходил. Многие с раздражением называли это "манией величия". Иной диагноз поставил драматург Эдвард Радзинский: "Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней -- манией совершенства...".

КАК НАЧИНАЛАСЬ ЕГО "ПРЕКРАСНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ"

Олег Даль, ничем не отличавшийся от других люблинских мальчишек, детство и отрочество которых проходило в военные и послевоенные годы, мечтал стать военным. Позже, в школе, после того, как прочитал лермонтовского "Героя нашего времени", решил стать актером и сыграть Печорина. К тому же профессия актера показалась ему наиболее универсальной: в ней он мог хотя бы по роли "прожить" то, о чем мечталось. Олег сдал вступительные экзамены, был принят в Щепкинское училище. Еще на втором курсе его заметили режиссеры и начали приглашать на съемки в кино. А на дипломном спектакле его игра настолько понравилась актрисе "Современника" Алле Покровской, что она привела его в свой театр. После просмотра вся труппа проголосовала "за", и он сразу же был принят. В "Современнике" его любили и называли "Даленком", "Даликом" (чтобы не спутать с Олегом Ефремовым). Тогда же на Одесской киностудии начались съемки фильма "Первый троллейбус". Там, помимо уже "солидных" актеров, снималась целая группа молодых: Михаил Кононов, Евгений Стеблов, Нина Дорошина, Савелий Крамаров и Олег Даль. Солнце, море, пляж, веселая компания -- это был скорее отпуск, чем работа. Возвратившись в Москву, Олег и Нина Дорошина объявили, что решили пожениться. Нина была значительно старше Олега, но выглядела превосходно. До этого у нее был продолжительный роман с Олегом Ефремовым. Свадьба "пела и гуляла", и вдруг Ефремов неожиданно громко сказал, обращаясь к Дорошиной: "Я точно знаю, Нинуля, что любишь ты только меня!" Даленок встал из-за стола и, не говоря ни слова, вышел из комнаты. Ни скандала, ни пистолетов, ни дуэли. Несколько дней пропадал -- спасался алкоголем. Вскоре подал на развод и ушел из "Современника".

Именно в этот период, в начале 1966 года, на Олега Даля обратил внимание режиссер "Ленфильма" Владимир Мотыль, который собирался ставить трагикомедию "Женя, Женечка и "катюша". На вступительной беседе Олег держался с большим достоинством, и создавалось впечатление, что его совершенно не волнует результат собеседования. В действительности же, в то время он был безработным: из театра ушел, и в кино у него не было серьезных ролей. Когда сделали кинопробу, сомнений в его участии просто не было, и он со всей группой отправился "на натуру" в Калининград. Однажды, когда артисты в военной форме ехали в съемочной машине по центру Калининграда, Даль на ходу соскочил на мостовую и побежал через улицу. Снимающийся с ним Кокшенов прыгнул вслед за ним и, стреляя из бутафорского автомата, завопил: "Не уйдешь, гад!". Очевидно кто-то из прохожих вызвал военный патруль. Возглавляющий его офицер командовал: "Стоять! Смирно! Доложить причину огня!". "Бежать надумал, дезертир!" -- закричал Кокшенов. Офицер шутку не понял, артистов не узнал и отправил их под конвоем на гауптвахту. Доводы, объяснения и просьбы режиссера не помогали. Как раз в то время нужно было играть эпизод, в котором Женю отправили на гауптвахту. Съемки нельзя было откладывать, так как заканчивалась зима, а по сценарию она была в самом разгаре. И Даля с Кокшеновым, по просьбе режиссера, под стражей доставляли на съемочную площадку. Им не понадобилось добиваться нужного самочувствия -- оно уже было.

"У ВАС МНОГО ЗАПИСАННЫХ ДИСКОВ? ГДЕ ИХ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ?"

В то время, когда фильм вышел на экран, Даль уже снимался в "Хронике пикирующего бомбардировщика". Там он сыграл роль летчика Евгения Соболевского и спел отличную песню "Туман, туман". Созданный актером образ умного и обаятельного парня, придумавшего фирменный ликер под названием "шасси", пришелся по душе зрителям, и после выхода фильма на экран молодежь только так и называла крепкие напитки.

Олег Даль женился на молодой актрисе Татьяне Лавровой. В то время в Москву приехал американский артист Дин Рид, который познакомился с Лавровой на каком-то кинофестивале. После спектакля "Двое на качелях", в котором она играла одну из главных ролей, вместе с Ридом и его переводчиками Олег и Татьяна поехали сначала в отдельный кабинет ресторана "Арагви", а затем в его гостиничный номер. Лаврова была в центре мужского внимания, и Дин, не сводя с нее глаз, пел одну песню за другой. Неожиданно Олег, почувствовав в его лице конкурента, на ломаном английском попросил гитару и запел: "Там вдали за рекой зажигались огни...", потом "Клен ты мой опавший…"Есенина", потом еще и еще. Все притихли, завороженные прекрасным голосом и дивным исполнением. Когда Даль умолк, потрясенный Рид через переводчика спросил: "У Вас много записанных дисков? Где их можно приобрести?" Олег, доказав свое превосходство над соперником, молча, не оглядываясь, ушел. Несколько дней пропадал неизвестно где. Через какое-то время с Татьяной развелся, а режиссер Галина Волчек уговорила Даля вернуться в "Современник" и предложила роль Васьки Пепла в пьесе Горького "На дне".

Когда Григорий Козинцев предложил Олегу роль Шута в своем "Короле Лире", он без сожаления сбрил свою шевелюру и гримом подчеркнул скуластость и впалость щек. Натурные съемки "Короля Лира" проходили в городе Нарва. Козинцев не навязывал актеру свое мнение, не давил авторитетом, а давал возможность жить в образе свободно, повинуясь своим внутренним законам -- это был удивительный Шут, непохожий на всех своих собратьев. А после съемок, поздно вечером, веселились: в коридоре гостиницы "королевская свита" вместе с Шутом "сражались на шпагах". В составе группы была монтажер Лиза, с которой Олег познакомился на "Ленфильме". Вернувшись после съемок в Ленинград, Олег часто бывал у нее дома. Познакомившись с ее мамой Ольгой Борисовной, как-то по-старомодному попросил у нее руку дочери.

А ОН СЧИТАЛ СЕБЯ НЕЗАМЕНИМЫМ...

Васькой Пеплом в спектакле "На дне" Даль был несколько лет, постоянно привнося в известный образ что-то новое, свое. Как-то на одном из спектаклей Олег резко повернулся всем телом, и… резкая боль в колене -- каким-то образом рант ботинка попал в щель пола сцены. Превозмогая боль, он продолжал играть. Отыграв спектакль, он поехал домой. Но вскоре на "Скорой" его отвезли в больницу Склифосовского, где ногу прооперировали и наложили гипс до бедра. Объявленный на следующий вечер спектакль "Двенадцатая ночь" Шекспира в постановке Питера Джеймса, где он должен был играть Эндрю Эгьючика, не отменили, кто-то играл вместо него. А он считал себя незаменимым... Мало того, никто из театра не поинтересовался причиной его отсутствия. Двойной удар по актерскому самолюбию был настолько жесток, что он в очередной раз ушел из "Современника". Вскоре он уехал в Ленинград и поступил в труппу Ленкома. Тогда же Даль осуществил мечту юности -- сыграл Печорина в телеспектакле Анатолия Эфроса "По страницам журнала Печорина". Натурные съемки проходили в Тарханах на родине Лермонтова. Для того, чтобы "войти в роль", он добился разрешения посетить семейный склеп, где похоронены Лермонтов и его бабушка Арсеньева. Тогда он долго оставался в подземелье возле надгробия наедине с прахом поэта.

Даль в любом персонаже, даже самом плохом, старался найти что-то хорошее. Так мало кто обратил внимание, что его Печорин во время дуэли держит оружие левой рукой: он сделал все возможное, чтобы не убить Грушницкого, но... убил. Такова была воля судьбы.

Тогда же режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов запустили фильм "Земля Санникова" и актеру предложили роль певца Евгения Крестовского. Он, не раздумывая, согласился. Однако по ходу съемок становилось ясно, что ничего хорошего не получается. Кроме того, донимали бесконечные ссоры и склоки в съемочной группе. Несколько раз дело доходило даже до того, что он и Владислав Дворжецкий (исполнитель другой главной роли) хотели уйти. Но потом, уступив просьбам режиссера, доиграли фильм до конца. Отличные песни Александра Зацепина, звучащие в фильме, исполнил сам Даль. Но при озвучивании режиссер многократно требовал их перепеть. Олег Иванович отказался, и их озвучивал Олег Анофриев. А дальше -- срыв... Работа в этом фильме научила Олега впредь не соглашаться на любые роли. Так режиссер Михаил Казаков предложил ему сыграть главную роль в фильме "Безымянная звезда". По поводу сценария он написал свои замечания на девяти страницах. А у Эльдара Рязанова он должен был играть Женю Лукашина в "Иронии судьбы", однако, прочитав сценарий, отказался. Режиссер все-таки упросил актера сделать пробы. Только посмотрев их, понял, что Даль абсолютно прав и предложил эту роль Андрею Мягкову. Зато в телефильме "Вариант "Омега" (первоначально картина называлась "Не ради славы") главного героя -- лейтенанта Скорина -- должен был играть тот же Мягков, но режиссер Антонис Воязос стал возражать и предложил Даля. Его "со скрипом" утвердили, и вскоре вместе с группой Даль выехал на натурные съемки в Таллин. Далевский Скорин был настолько хорош и необычен, что фильм шутя называли "Вариант Олега".

В мае 1978 года, благодаря стараниям директора Театра на Малой Бронной Дупака, Далю с семьей удалось получить новую квартиру в центре города. Но... и в Театре на Малой Бронной Даль продержался не долго -- ушел, как только режиссер Анатолий Эфрос, который его понимал и с которым он хотел работать, неожиданно уехал в командировку в США. Обиженный Олег перешел в труппу Малого театра. К этому времени у Олега накопился большой актерский опыт, и он решил им "поделиться" -- попросился преподавателем во ВГИК.

УМИРАТЬ ПРИЕХАЛ В КИЕВ...

В начале марта 1981 г. в Киеве на киностудии им. Довженко должен был сниматься фильм "Яблоко на ладонях" Николая Рашеева. Олега Ивановича пригласили туда на пробы. Жена Лиза хотела поехать вместе с ним, но он был против и даже попросил не провожать -- не любил прощаний. В Киев поезд прибывал утром. Встречали Олега старый друг, поэт и актер Дмитрий Миргородский с братом Володей. С Дмитрием они долго стояли, обнявшись, и неожиданно Олег сказал: "Приехал умирать к тебе, Митась". Как ни старались изменить тему разговора, он настойчиво к ней возвращался. Побродив по Киеву, зашли в мастерскую художника Рада Юхтовского. Художник обрадовался встрече и предложил Олегу написать его портрет. Олег согласился, но при условии, что позировать будет только сегодня. Рад сразу же приступил к работе (портрет ныне экспонируется в московском музее Олега Даля). Вечером, освободившись, Олег с Митей поехали к Володе. Вспоминали былое. Так получалось, о чем бы ни заводили разговор, Олег возвращался к теме смерти. Говорил: "Володя Высоцкий зовет меня к себе. После него остались замечательные песни, а что останется после меня?" Они вспоминали московскую жизнь и пели под гитару песни Высоцкого. Дмитрий уехал к себе домой, а с Олегом договорились, что он останется ночевать, а утром поедет в гостиницу, где была назначена встреча с киношниками. Утром, позавтракав, сели с Володей в такси. По дороге в студийную гостиницу, Олег неожиданно сказал: "Без Володи Высоцкого мне сложно стало жить, никто меня не понимает, а вы с Митей в Киеве. Об одном жалею, что Гамлета я не сыграл". Младший Миргородский старался отвлечь Олега планами на завтрашнюю поездку на "шашлыки". К восьми утра подъехали к гостинице. Дежурной он сказал: "Прошу не беспокоить!" К 10 часам приехали киношники. На их стук никто не отвечал. Взломали дверь. Олег лежал на полу. Был еще жив. Вызвали "скорую", которая приехала лишь через сорок минут и констатировала смерть. При вскрытии установили: инфаркт миокарда -- все остальные органы были практически здоровы. На следующий день из Москвы приехала жена Даля с приятелями Олега -- актерами Валентином Никулиным и Владимиром Заманским. В цветоводстве заказали гигантский венок, на котором попросили написать: "Вечному Далю". Из Киева в Москву тело Даля повезли автобусом киевской киностудии. Сопровождали его братья Миргородские. Никого из киношной общественности не было. В Москве Царев, руководитель Малого театра, распорядился, чтобы хоронили Даля на Ваганьковском кладбище со всеми почестями, как народного. Площадь между Оперным и Малым театрами была забита народом. Потом на могиле была установлена небольшая мраморная плита с именем актера и датой 25.05.41 г.-- 03.03.81 г. Нет ни фото, ни лишних слов.

Когда Лиза разбирала архив мужа, то обнаружила целое "сокровище" -- дневник, папку с написанными сценариями и тетрадь со стихами и прозой. А еще обратились к известному судебному эксперту Любарскому, который на основе тщательной сравнительной экспертизы изображений Владимира и Олега Далей, пришел к выводу о принадлежности Олега Даля к одной из ветвей знаменитого рода. Выяснилось, что бабушка Олега была родом из Луганска, откуда и Владимир Иванович Даль. Известно также, что впоследствии Владимир Даль неоднократно бывал в родном городе наездами. Итак, было доказано, что Олег Даль -- правнук Владимира Даля в пятом колене по побочной линии...