1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №123 (1767) за 05.06.2004

ВРАГА МОЖНО ПОБЕДИТЬ, ИМИТИРУЯ УДАР ЗВЕРЯ

За последнее 10-летие восточные единоборства прочно вошли в наш быт. Мы узнали японские дзю-до и айкидо, китайское у-шу. Вьетнамские школы боевых искусств и по сей день остаются для нас белым пятном. Между тем, во многом благодаря уникальному умению воинов сражаться без оружия, маленький народ давал отпор агрессии и 4000 лет назад, и в наши дни.

ДЕДУШКА В РУКОПАШНОМ БОЮ ПОБЕЖДАЛ БЕНГАЛЬСКИХ ТИГРОВ

С Чан Чунг Зунгом, который более 20 лет живет в Киеве и обучает украинцев премудростям вьетнамской борьбы, я встретилась случайно. Невысокого роста, худенький, он мог сойти за подростка, если бы не проседь в волосах, если бы не грустный взгляд внимательных глаз. По-восточному скромен и вежлив, Зунг скупо рассказывает о себе.

Заниматься боевыми искусствами Зунг начал с 7 лет. Первым его учителем стал дедушка Чан Ван Тхо. Старика люди почитали: он славился тем, что бескорыстно лечил травами, мог запросто вправить вывихнутый сустав, быстро заживить рану. Дедушка ходил в джунгли без оружия и часто приносил оттуда бенгальских тигров, которых побеждал в рукопашном бою.

Обучение боевым искусствам -- это многочасовые тренировки тела и духа. И дедушка заставлял детей до получаса смотреть на солнце, хотя от этого вполне могла бы отслоиться сетчатка. Однако Зунг был очень прилежным учеником и глаза натренировал. Увидев особое терпение и трудолюбие мальчика, дедушка решил воспитать его Хранителем семейной Школы боевых искусств.

Однажды Чан Ван Тхо, занимаясь энергетическими упражнениями, решил продемонстрировать внуку, чего можно достичь на высших ступенях мастерства. Мальчик отвлекся, а когда взглянул на дедушку, у того... не было головы. Зунг испытал необыкновенный страх, но дедушка, вернув себе привычный облик, объяснил: когда человек концентрирует в себе энергию, то не только голова, но и все тело может стать невидимым.

После того, как Зунг освоил "семейную школу", дедушка направил его к родственникам для "пополнения знаний и умений". Это была классическая школа Южного Шаолиня, включавшая в себя технику пяти зверей -- Тигра, Леопарда, Дракона, Журавля и Змеи.

ПРОСИДЕВ НОЧЬ НА ДНЕ БОЛОТА, РАЗВЕДРОТА СПАСЛАСЬ ОТ ВРАГА

Истории вьетнамской государственности около 4000 лет. Столько же и вьетнамским воинским традициям. Маленькую страну не раз пытались завоевать. В войне против захватчиков мастера собирались, оттачивали боевое мастерство, совершенствовали приемы национальной борьбы, считая ее основным средством укрепления физической силы воинов, воспитания их несгибаемого духа по принципу "лучше умереть свободным, чем жить в рабстве".

Полученные навыки очень помогли Зунгу во время службы в разведвойсках в 1971--1976 годах во время войны на территории Лаоса и Южного Вьетнама. Зунг припоминает, как однажды противник загнал их роту в болото. Они сидели в болотной жиже, где полно пиявок, комаров и прочей "кусючей" живности до утра, дыша через соломенные трубочки. И лишь когда солдаты командос, расположившиеся на берегу, заснули, они вышли из болота и перебили их.

Вскоре Зунг стал инструктором рукопашного боя по подготовке спецподразделений -- учил воинов защите и нападению, конвоированию без веревки -- с помощью "замыкания" сустава. И сам совершенствовался, изучая другие школы вьетнамской борьбы, в частности оригинальной системы ближнего боя, основанной на "прилипании" к противнику и "сковывании" его движений.

ЖЕНИВШИСЬ НА УКРАИНКЕ, ВЬЕТНАМЕЦ ПОЛЮБИЛ УКРАИНСКИЙ БОРЩ

В конце 70-х годов Зунг приехал в Киев, закончил машиностроительный факультет КПИ и встретил здесь свою судьбу -- Татьяну. С ней и остался. Но инженером так и не стал. Преподавал искусство вьетнамской школы "Южный Шаолинь" в Украине, России, Беларуси, за что Ханойская ассоциация боевых искусств присвоила ему в 1990 году звание "Мастер -- глава Школы Южный Шаолинь". Но он, как продолжатель семейной традиции, мечтал о собственной школе. И шел к этому почти 40 лет.

Зунг приобщил к занятиям жену и сыновей. Старший -- Сон Дио -- нынче учится в Ханойском мединституте. И после освоения премудростей вьетнамской медицины, намерен вернуться в Киев. Младший -- Ан Тон (так по-вьетнамски звучит наше имя Антон) -- школьник. Оба в совершенстве владеют приемами борьбы.

РУКИ МАСТЕРА НА ГЛАЗАХ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ЛАПЫ ЗВЕРЯ

Некоторое время Зунг обучал курсантов МВД, помогал восстанавливаться чернобыльцам. Многие его ученики занимаются почти два десятилетия, некоторые стали его последователями. Десяти "выпускникам" на открытии школы в апреле прошлого года были вручены дипломы с правом преподавания. Школа имеет филиалы в Ирпене, Черкассах и Днепропетровске. На ее базе создан оздоровительно-спортивный центр "Зонг-шинь" ("Восстановление жизни").

Что же особенного в школе Чан Чунг Зунга? Само ее название -- "Древнее боевое искусство --- духовная сокровищница воина" -- указывает на духовное совершенствование. Школа готовит человека не столько к самозащите, сколько оздоравливает и помогает достичь гармонии с природой. Ведь все движения этой борьбы повторяют повадки зверей. Главенствующую роль играет образ тигра. Народные поверья Востока наделяют его способностью отпугивать нечистые силы. Поэтому вкрадчивая кошачья пластика в сочетании с решительной и упругой силой очень напоминают движения этого хищника. Руки мастера Зунга на глазах превращаются то в когтистую лапу тигра, то в голову кобры, готовой к прыжку, то в клюв журавля -- щипковые приемы не менее опасны, чем удар кулаком. В технике боевых искусств также используются образы дракона, леопарда и обезьяны. Своеобразные позы, умение "мягко", как в подушку, "принять удар" и, мгновенно сконцентрировавшись, короткими импульсивными ударами на разных уровнях дать отпор -- это уроки природы. Комплекс дыхательных упражнений и медитация помогают и силы восстановить, и послать при необходимости энергию в любую часть тела.

Зунг, как и подобает мастеру, придерживается режима питания. В основном это овощи, рис, как хлеб ко всем блюдам, ест он и мясо, рыбу, птицу. Любит и умеет готовить украинский борщ.

В 2001 году увидела свет первая книга Чан Чунг Зунга, в которой описаны главные принципы школы и упражнения, укрепляющие дух, здоровье и помогающие найти утерянные связи с Природой, а, значит, и самое себя.