1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (1768) за 07.06.2004

"У НАС С МОНТСЕРРАТ -- НЕВЕРОЯТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ!"

Сегодня в Киев прибывает звезда мирового оперного искусства Монтсеррат Кабалье. А накануне в столицу уже прилетел ее концертмейстер, известный испанский музыкант, главный дирижер Римской оперы Мигель Ортега. Вчера он начал репетировать с симфоническим оркестром национальной филармонии, который будет аккомпанировать великой Монтсеррат Кабалье и ее специальным гостям Владимиру Гришко и Николаю Баскову в концерте 9 июня.

Мигель Ортега прилетел в столицу Украины из Амстердама и, едва расположившись в своем номере в гостинице "Национальная", любезно согласился ответить на вопросы "Сегодня". Для начала маэстро рассказал о себе.

-- Свою музыкальную карьеру я начинал как пианист, работал концертмейстером в Лицеум в Барселоне, гастролировал, а в 1990 году занялся оперным дирижированием, много выступал в Европе (Франция, Италия, Германия), время от времени -- в США (в Вашингтоне). В основном занимаюсь оперной музыкой. Иногда приглашают дирижировать и симфоническими концертами.

-- В последнее время Монтсеррат Кабалье много гастролирует по Европе.

-- Да, она живет в Барселоне, выступает на разных сценах во всем мире, но чаще всего -- в Германии. Обычно я ее сопровождаю. Мы знакомы больше 15 лет. На какое-то время наши "дороги" разошлись, а когда я снова приехал в Мадрид (это было в 2000 году), мы снова встретились. С тех пор работаем вместе.

-- Охарактеризуйте, пожалуйста, Монтсеррат Кабалье как певицу, как человека, партнера по сцене.

-- Как певица -- это один из самых лучших голосов столетия, а возможно, и всей истории музыки. У нас невероятные отношения! Я не знаю другого артиста с таким изысканным вкусом, с такой эрудицией и опытом. С нею очень интересно работать. Когда мы готовим концертную программу, я прихожу к мадам Кабалье домой -- у нее прекрасный рояль -- мы обсуждаем различные произведения, я проигрываю их, мы составляем программу. Однажды Монтсеррат предложила посмотреть одно произведение -- у нее были какие-то сомнения. Я сыграл и сказал, что эта опера мне не очень нравится. Она лукаво улыбнулась и ответила: "Хорошо, я с тобой согласна". И отложила клавир в сторону. У нее есть особое чутье: она прислушивается, размышляет и всегда принимает правильное решение. Работа с другими артистами -- это обыкновенные репетиции. А с Монтсеррат -- всегда какое-то необыкновенное событие, оставляющее глубокий след в моем сердце.

-- Работать с такой певицей, наверное, не только очень приятно, но и невероятно ответственно! Наверное, всякий раз -- это серьезный экзамен для концертмейстера и дирижера...

-- Монтсеррат никогда не "давит" авторитетом, мы работаем с нею на равных, я, конечно, прислушиваюсь к ее мнению, но точно так же и она -- к моему. Она -- прекрасная музыкантша, поэтому мы легко находим компромисс в интерпретации различных произведений.

-- Какие у вас были последние концерты, выступления?

-- На прошлой неделе мы были с мадам Кабалье в Дортмунде, она пела камерную программу, и я аккомпанировал ей как пианист. Были и два спектакля "Клеопатра" в Мадриде и Барселоне, которыми я дирижировал. А также множество концертов во Франции, Германии, Италии и Испании.

-- По слухам, на одном из московских концертов Монтсеррат Кабалье и Николая Баскова возник какой-то конфликт -- кажется, из-за того, что ей предложили выступить под фонограмму.

-- Я дирижировал в этом концерте. Там возникла проблема с техникой. Монтсеррат просто рассмеялась, она совершенно не рассердилась. Ситуация была экстремальная: аппаратура усиления "зафонила", все были просто в шоке -- это даже записано на видео. Но мадам Кабалье просто расхохоталась, оркестр был в восторге от певицы. А потом все благополучно повторили и все было прекрасно.

-- В последнее время Монтсеррат Кабалье выступает в малоизвестных операх, открывая публике "забытые" шедевры прошлого. Вы, как я понимаю, ведете эту работу вместе с нею?

-- Мы осуществили три новые постановки опер Жюля Массне, которые, к сожалению, сегодня мало известны публике: "Мария-Магдалина", "Дева Мария" и "Клеопатра". Мадам Кабалье любит петь музыку разных жанров. Ни для кого не секрет, что весь основной сопрановый репертуар она уже "перепела" за свою карьеру. Поэтому ей интересно показать такую музыку, которая на самом деле очень хорошая, но в силу каких-то обстоятельств не так популярна. Не каждый исполнитель имеет такую смелость -- предложить публике не классические "хиты", а что-то новое для нее.

-- И как принимают подобные идеи знаменитой Примадонны руководство театров и публика?

-- Одно то, что это исполняет Монтсеррат, производит волшебное действие на слушателей. Ведь она -- уже некий миф! Она находит и исполняет прекрасную музыку. Был такой случай в Париже. Мадам Кабалье должна была исполнять оперу Массне "Дева Мария", но, к сожалению, заболела. Пришлось французской певице срочно выучить партию. Публика была, конечно, разочарована, но слушала с интересом...

-- Советовалась ли с вами мадам Кабалье по поводу своих партнеров в киевском концерте?

-- Это было предложение организаторов гастролей -- фирмы "Еврошоу". Меня пригласила Монтсеррат, я всегда счастлив с нею работать. С Николаем Басковым мы уже встречались в Москве, а имя Владимира Гришко мне известно, поскольку это артист мирового уровня.

-- А чего вы ждете от оркестра Национальной филармонии Украины?

-- У меня уже был опыт работы с украинскими музыкантами -- много лет назад я дирижировал одним киевским оркестром. Это было очень хорошо. Поэтому, надеюсь, и на этот раз все будет прекрасно.

-- Интересно, как вам удается за несколько репетиций подчинить себе совершенно незнакомый оркестр?

-- Ни в коем случае нельзя быть диктатором! Только "primus interparis" -- что в переводе с латыни означает "первый среди равных". Я руководствуюсь таким принципом, и, по-моему, это и есть лучший способ общения с оркестром. Не люблю таких дирижеров, которые превозносят себя. Я сам играл с разными дирижерами в качестве пианиста и иногда думал: "Когда я буду дирижировать, все буду делать по-другому, с гораздо большим уважением к музыкантам, потому что они -- мои коллеги, а я -- такой же член команды, как и они".

-- Вы сказали о дирижере-диктаторе, и я вспомнила фильм Федерико Феллини "Репетиция оркестра".

-- О! Это великолепный фильм! Знаете, я большой "синеман" -- или "синемафил", у меня огромная коллекция фильмов -- французских и итальянских, испанских и американских. Предпочтение отдаю классике.

-- Какая музыка прозвучит в концерте Монтсеррат Кабалье во Дворце "Украина"?

-- Это будет что-нибудь из итальянской оперы, а также французская музыка, испанская сарсуэла, ну и, конечно, украинская и русская классика.