1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №124 (1768) за 07.06.2004

САМОЛЕТ ХРУЩЕВА ПЕРЕОБОРУДОВАЛИ В ШКОЛУ, А В "ТУШКУ" ВОРОШИЛОВА ВХОД ЗАКРЫТ

Не прошло и года, как в Киеве перерезали ленточку очередного музея под открытым небом. "Спрятать" в помещение его экспонаты проблематично из-за больших размеров, да и не стоит, ведь им "снится небо". В Государственном музее авиации выставлены более 30 самолетов и вертолетов. Это не просто собрание летательных машин разных типов -- почти каждый экспонат хранит тайну. Мне довелось побывать в Ил-62, доставившем Никиту Хрущева на заседание ООН, где советский лидер стучал туфлей по трибуне и грозился капиталистам показать "кузькину мать".

"РАСКУДРЯВЫЙ, КЛЕН ЗЕЛЕНЫЙ..."

В день моего посещения музей (улица Медовая, 1) пополнился еще одной знаменитой машиной -- истребителем Як-3, "участником" Великой Отечественной войны и съемок фильма "В бой идут одни "старики". Возле голубого красавца с нотами и звездочками на борту, реставрированного на заводе гражданской авиации, артисты-"старики" пели "Смуглянку" и фотографировались со всеми желающими.

Возле Як-3 -- прототип летательного аппарата братьев Райт "Флаер-1", сконструированный киевскими авиастроителями. Деревянный макет первого в мире самолета выполнен в натуральную величину и напоминает большую этажерку. Все остальные машины (учебно-тренировочные, боевые, пассажирские и грузовые) созданы после ВОВ. Такое ощущение, что они в любой момент могут взлететь. Кстати, рядом находится аэропорт "Киев", потому гул моторов и идущие на взлет и посадку самолеты оживляют музей.

Справка "Сегодня" Первый в Украине Госмузей авиации открылся в сентябре 2003 года, хотя формально он появился в 2001-м по постановлению Кабмина. Открытие приурочили к 100-летию мировой авиации и 70-летию Национального авиационного университета (НАУ). Свои машины подарили авиакомпании, заводы, воинские части и училища.

ПИОНЕРЫ АВИАЦИИ

Музей появился не с бухты-барахты, ведь история мировой авиации тесно связана с украинской землей. Тут начинали профессиональный путь всемирно известный конструктор самолетов и вертолетов Игорь Сикорский и создатель "летающих лодок" Дмитрий Григорович. В Одессе промышленник Артур Анатра построил один из первых в Российской империи авиационных заводов. Над Киевом Петр Нестеров исполнил "мертвую петлю". После первого в мире воздушного тарана он погиб над нашей землей. В воздушных боях над Украиной ас Евграф Крутень положил начало тактике истребительной авиации. На наших просторах действовало первое в мире объединение тяжелых бомбардировщиков -- "Эскадра воздушных кораблей" и "Илья Муромец". Некоторые из них назывались "Киевский".

В 30-е годы прошлого века Харьковский авиазавод выпустил первые гражданские советские самолеты К-1 и К-5. После войны в Киеве было создано КБ Антонова, чьи пассажирские и транспортные машины выпускались многотысячными сериями и известны во всем мире. Наша столица славится самыми большими транспортными самолетами Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрія". Все "аны" поднимают в воздух двигатели, созданные в Запорожье.

В музее представлены основные типы самолетов и вертолетов, которые были на вооружении ВВС СССР и Украины, эксплуатировались в гражданском воздушном флоте. Есть и один "иностранец" -- маленький учебно-тренировочный аппарат "Дельфин", сделанный в Чехословакии. Первый полет он совершил 45 лет назад.

ПРОШЛИ АФГАН И ВЬЕТНАМ

Проводивший экскурсию для учащихся авиалицея Николай Макаринский, замначальника отдела техобслуживания авиационной техники, согласился показать легендарные экспонаты. Начали с МиГов, подборка которых представлена практически всеми типами этих машин. Самый "древний" -- УТИ МиГ-15, изготовлен в 50-е годы в Харькове.

-- МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла может летать как треугольник и среднекрыльевой истребитель, -- показывает следующую машину Николай Владимирович. -- А вот афганский вариант такого же самолета -- МиГ-23 БМ. Он может выполнять функции бомбардировщика и штурмовика. Этот самолет овеян славой.

На носовой части нарисована акулья пасть. Борт густо отмечен ракетами, бомбами и звездочками. Поскольку одна звездочка означает 10 боевых вылетов, то на счету самолета -- 180 заданий. Он сбросил 190 бомб и выпустил 90 ракет. МиГ-27 -- более современный. На него устанавливалось шестиствольное орудие, напоминающее "карусельный" пулемет Терминатора. А "нос" истребителя вооружали кино- и фотокамерами. Далее расположен МиГ-29 -- самолет 5-го поколения. Подобная машина свалилась на головы львовян на Скныливском аэродроме.

Один из самолетов Микояна и Гуревича, доставленный в разобранном виде из России и отреставрированный в Киеве, воевал во Вьетнаме в знаменитой эскадрилье "барсов" (борт отмечен изображением хищника). Правительство Хо Ши Мина попросило у Брежнева помощи. Во Вьетнам были отправлены 12 "барсов" -- лучших военных летчиков Советского Союза.

ТИТАНОВАЯ "ТУШКА"

Рядом со стратегическим сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-22М-0, метнувшим водородную бомбу на Новую Землю, установлена крылатая ракета с титановым корпусом.

-- В передней части ракеты находятся радиоэлектроника и заряд, -- поясняет Макаринский. -- В самой длинной, средней части -- топливный бак. Самолет выпускал ракету за 500 километров до цели. К слову, цель она находила сама.

В будущем к бомбардировщику, коих в СССР было построено всего десять, присоединятся самолеты ТУ-22М-2 и ТУ-22М-3 для создания единственной в мире коллекции "Бекфайр" (такое кодовое имя мощная машина получила в НАТО).

Коллекция боевых самолетов КБ Сухого включает несколько "сушек", среди которых -- бомбардировщик, истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик. К примеру, не имеющий в мире аналогов штурмовик Су-25 напоминает птицу. Если выполнявший миротворческие миссии МиГ-21 называли "голубем мира", то этот получил прозвище "грач".

Боевые "яки" представлены истребителем вертикального взлета и посадки Як-38, "парковавшимся" на палубах авианосцев, и учебно-боевым бомбардировщиком Як-28. Первый не оправдал себя и был снят с вооружения. Второй с "велосипедным" шасси (две стойки с колесами расположены друг за другом) единственный самолет на планете с подобной конструкцией.

САМОЛЕТ ПЕРЕОБОРУДОВАН В КЛАССЫ

Гражданская авиация представлена пассажирскими и грузовыми машинами КБ Антонова, Ильюшина, Туполева и Яковлева. Самый старый Ту-104 (ему скоро полвека) -- не только первый реактивный пассажирский самолет в мире, но и его первый серийный образец -- построен на Харьковском авиазаводе. По сведениям работников музея, это был личный самолет Климента Ворошилова. Он брал на борт 60 человек. Более комфортабельный Ту-134 (и такой есть в музее) вмещает 80 пассажиров. Правда, шум находившихся возле фюзеляжа двигателей мешал людям. В Ту-154 (такой тоже имеется в коллекции), берущем на борт уже 160 пассажиров, моторы перенесли в хвост, поближе к килю.

-- Ил-62 -- наш "дедушка", -- рассказывает Николай Макаринский. -- Техническое название самолета -- дальнемагистральный, а в простонародье его именовали -- межконтинентальным. На этом самолете Никита Хрущев летал в Нью-Йорк, где стучал каблуком по трибуне на заседании в ООН. Поначалу Ил-62 считались машинами правительственного уровня. Их первые полеты в Америку были связаны с трудностями. Поскольку там -- большая интенсивность движения самолетов, приходилось кружить над аэродромом или, как говорят летчики, "висеть на кругу", около часа. Топлива едва хватало. Ильюшин придумал дополнительный бак на 7 тысяч литров, который разместили в киле.

По сооруженному музейными работниками трапу мы поднялись на борт "дедушки", созданного более 40 лет назад. Поразился большим количеством приборов со стрелками, тумблерами, лампочками. За системами нужен был глаз да глаз, это сейчас -- компьютеры в кабинах. Все "аварийное" отмечено красным цветом (оказывается, красные кнопки и лампочки в самолетах не только в анекдотах встречаются). Ил-62 используется как учебный самолет для студентов НАУ -- вместо кресел в салоне установлены парты.

Посидел я в кресле командира широкофюзеляжного аэробуса Ил-86 -- первого отечественного флагмана вместимостью 350 человек. Авионика (навигационные приборы и аппаратура) -- более современная, чем на хрущевском самолете. В левом углу кабины под прозрачной пленкой остался даже листик с аккуратными записями -- вероятно, что-то фиксировал командир экипажа. Осмотрели лифты (первая палуба предназначена для багажа пассажиров) и хозяйство бортпроводников. В объемном фюзеляже самолета будет оборудован небольшой кинозал.

Могучий пассажирский грузовоз Ил-76 может поднимать 40 тонн груза. В нем легко размещаются 2 БТРа с десантом. Самолет раньше называли "черным тюльпаном" (в нем возвращали из Афганистана на Родину погибших воинов). Не исключено, что машина обстреливалась. Нижнее стекло в носовой части побито пулями. Аналогов конструкции Ил-76 нет -- при взлете стойки 4-колесного шасси разворачивались на 90 градусов, потом -- убирались.

МУЗЕЙ ПОПОЛНИТСЯ НОВЫМИ МАШИНАМИ

В музее представлены и несколько вертолетов конструктора Миля. Ми-8, 1962 года выпуска. Такие воевали в Афгане и Чечне. Изнутри открываются иллюминаторы, через которые можно стрелять из автоматов. Сзади с помощью гидравлики раздвигаются две половинки люка для выброски десанта. Этот вертолет разрешено посещать. Я не воспользовался возможностью, поскольку салон был забит радостными ребятишками. Ми-24 -- так называемый летающий танк, защищенный трехмиллиметровой броней, на десять лет моложе. Этот штурмовик также прошел "горячие" точки. На подвесках к нему цеплялись управляемые и неуправляемые реактивные снаряды.

Ми-14 ПЛ -- вертолет противолодочной обороны с "носом", как у лодки. Он садится на воду и взлетает с нее. Внизу -- мощный локатор, похожий на кастрюлю. Вертолет может тушить пожары -- на бортах прицеплены водяные баки. Однако машина устарела, потому снята с вооружения. Многоцелевой Ми-2 обрабатывал химикатами виноградники в Крыму и Молдавии. Вместо 8-местного салона устанавливался большой резервуар.

-- Мы хотим, чтобы как можно больше людей знали о Государственном музее авиации и посещали его, ведь он один из лучших в мире, -- заверяет Валерий Шмаров, председатель правления заведения. -- Продолжаем накапливать экспонаты -- есть план создания второго этапа музея. Тормозит развитие отсутствие средств -- государственное финансирование ограничено. Стараемся привлечь деньги от инициативных организаций, которые занимаются авиацией.

Боевые самолеты будут снабжены макетами подвесного вооружения. Планируется развернуть собрание техники войск ПВО, открыть залы с историческими экспонатами и компьютерными летными тренажерами. Будут реставрированы первые вертолеты Ми-1 и Ми-4, тяжелый транспортный Ми-6, самый мощный в мире Ми-26, которому под силу поднять 20-тонный груз. Здесь появится тяжелая стратегическая авиация. Машины в Украине есть, но их нужно разобрать, перевезти, покрасить и собрать обратно. Больше внимания уделят авиатехнике украинской разработки, которой в музее мало, хотя только антоновских самолетов создано около 30 типов. Места должно хватить -- вместе с неиспользованными территориями площадь музея составляет около 20 га.