1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (1769) за 08.06.2004

ДОХОД МЕНЬШЕ 540 ГРН? ТРЕБУЙ НАЛОГОВУЮ ЛЬГОТУ!

Вступил в силу Закон "Об утверждении прожиточного минимума на 2004 год", в соответствии с которым этот базовый социальный ориентир вырос примерно на 20 гривен для всех групп населения. Значит, станут весомее и некоторые социальные гарантии, жестко привязанные к прожиточному минимуму (ПМ). В том числе, как разъяснил для "Сегодня" глава департамента по налогообложению физлиц ГНАУ Владимир Дубель, значительно расширяется круг получателей так называемой социальной налоговой льготы.

Напомним, что понятие "социальная налоговая льгота" появилось с введением в этом году единой 13% ставки подоходного. Тем самым держава защитила наиболее низкооплачиваемые слои населения, для которых единая ставка обернулась бы более высокими налогами. Суть льготы в том, что при доходе, не превышающем сумму ПМ, умноженного на коэффициент 1,4 и округленного до 10 грн., подоходный налог взимается не со всей зарплаты, а только с суммы, уменьшенной на 61,5 грн. (т.е. 30% от минимальной зарплаты). А для более "высоких" категорий льготников, как то: многодетные родители, инвалиды, ветераны ВОВ и др., "неприкасаемая" сумма увеличивается в 1,5 или 2 раза, то есть, составляет соответственно 92,25 или 123 грн.

Проще говоря, если при "старом" ПМ (для трудоспособных лиц -- 365 грн.) в льготники попадали только те, у кого доход по основному месту работы не превышал 510 грн., то по "новому" (386,73 грн.) к ним отнесены и те, чья зарплата составляет до 540 грн. То есть, порог установления налоговой льготы почти сравнялся со средней по стране зарплатой, которая достигла 547,9 грн. Если же брать в абсолютном исчислении, то реальная ежемесячная экономия в интервале заработков от 520 до 540 грн. составит 8 гривен.

"Так случилось, что пять месяцев этого года мы использовали фактически позапрошлогодний прожиточный минимум, принятый еще в 2002-м. По идее, он должен был утратить силу с боем курантов 31 декабря, но, так как новую редакцию на тот момент не утвердили, его действие продлили" -- говорит В. Дубель.

Сейчас можно только гадать, был ли некий скрытый умысел в затягивании принятия нового ПМ, но сомнительно, что парламент дважды отклонял правительственный законопроект только "из экономии". Ведь повышение ПМ, с одной стороны, влечет определенные потери бюджета от применения налоговой льготы, а с другой -- дополнительные расходы на увеличение социальных пособий. В итоге новый прожиточный минимум мы получили только с 27 мая, а до того платили больше налогов и получали меньшие социальные пособия. Но, по мнению Владимира Дубеля, со сроками применения этого показателя надо еще разобраться. "Мы отослали от имени ГНАУ обращения в Минфин и Минюст с просьбой разъяснить, должно ли применять Закон "О прожиточном минимуме на 2004 г." только теперь или все-таки с начала года, то есть, задним числом", -- сказал он.