1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №127 (1771) за 10.06.2004

РАЗБОР ПОЛЕТОВ:

Опыт последних военных кампаний показывает: авиация является приоритетным родом войск, решающим стратегическую задачу наступающей стороны -- танки и пехота идут вслед за самолетами. А значит, обороноспособность страны, как выразился Главнокомандующий ВВС Украины Ярослав Скалько, зависит именно от развития авиации и профессионализма летного состава. Между тем, 64% его оказались непригодными к службе по болезни. На смену им приходит такая же нездоровая молодежь. Что делать -- решали военные медики в Виннице.

Сегодня Военно-Воздушные Силы страны оснащаются самолетами 5-го поколения. Машины напичканы электроникой по последнему слову науки и техники. Управление таким "летающим компьютером" требует от пилота не только огромного опыта, который нарабатывается с каждым полетом, но и специальной физической подготовки. В прошлом же году 64% летного состава наших ВВС -- а это 2600 человек (!) -- оказались непригодными для полетов.

Причем здоровье летчиков -- огромная проблема не только для ВВС, но и всего государства. Ведь на подготовку одного специалиста тратится $15--16 млн. Ежегодно лечебно-летные комиссии "забраковывают" авиаторов не только старше 37 лет, но и более молодого возраста. По словам начальника Военно-медицинского Центра ВВС Украины Петра Мельника, у 38% не прошедших "экзамен" по здоровью, обнаружены сердечно-сосудистые заболевания, у 23% -- болезни желудочно-кишечного тракта. Остеохондроз и другие патологии позвоночника выявлены у 17%.

Удручает руководство и тот факт, что половина временно дисквалифицированных по тем или иным причинам летчиков не желают летать и в будущем. Современные "чкаловы" объясняют это по-разному. Чаще среди аргументов фигурируют безденежье из-за длительного "протирания штанов" на земле, неудовлетворенность бытом.

Для того чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, военные медики собрались на очередной научно-практической конференции по клинической авиационной медицине. Уже в пятый раз она проходила на базе Военно-медицинского Центра ВВС в Виннице (ВМЦ).
Кроме состояния здоровья военных летчиков, выступающие отметили и низкий уровень физической подготовки курсантов летных училищ. Некоторые из них не только имеют хронические заболевания, но и стандартную трехкилометровую дистанцию пробежать не могут. Если раньше "костяк" нашего Военно-Воздушного Флота составляла более крепкая сельская молодежь, то сейчас и парни из провинции не отличаются здоровьем и, между прочим, не горят желанием "покорять небеса". Через 20--30 лет в нашей стране может вообще не оказаться "своих" авиаторов.

Аналогичная проблема стоит и перед российской авиацией. К ее решению наши северные соседи подошли довольно серьезно. Они собираются воспитывать военных летчиков чуть ли не с пеленок. После окончания 9 классов обычной школы подростков набирают в специализированные учреждения, где они получают среднее образование и готовятся к будущей профессии. Особое внимание уделяется физической подготовке. К окончанию спецшколы курсанты даже имеют часы налета. И таких заведений в России уже 14.

Подобная программа подготовки летчиков будет взята на "вооружение" украинскими ВВС в ближайшие годы. Иного выхода нет. Думая о дне завтрашнем, не стоит забывать и о летчиках современных. Как показывают исследования, профессиональная деятельность вносит коррективы в состояние здоровья авиаторов. Они стареют раньше: разрыв между биологическим и хронологическим возрастом у летчиков составляет примерно 7--9 лет. То есть 40-летний пилот по своим психофизиологическим резервам организма соответствует 50-летним представителям других профессий. "Работа на высоте" приводит к тому, что заболевания сердечно-сосудистой системы у летчиков встречаются в 4 раза чаще, чем у их сверстников на земле, неврит слухового нерва -- в 3--7 раз, мочекаменная болезнь -- в 6 раз, а дегенеративно-дистрофические патологии позвоночника -- в 2--4 раза. Сегодня ВМЦ ВВС, являясь основным местом лечения и реабилитации военных летчиков, располагает возможностью "ставить на ноги" асов. В ближайшее время Центр доукомплектуется современной аппаратурой, в том числе МРТ. По словам Петра Мельника, большая часть техники будет закуплена в Европе. Военные медики считают, что наш Центр не должен уступать аналогичным учреждениям в странах НАТО. Возможно, поднимая профессиональный и функциональный уровень наших пилотов, удастся создать действительно боеспособную авиацию. И управляемые голосом пилота самолеты 5-го поколения будут угрозой не для мирного населения Украины.

Р.S. Благодарим за помощь в подготовке материала редакцию газеты "Здоров'я-Події-Час".