1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (1772) за 11.06.2004

ГЛАВНЫЙ УСПЕХ В МОЕЙ ЖИЗНИ -- МОЙ МУЖ И МОИ ДЕТИ

Концерт примадонны мирового вокального искусства Монтсеррат Кабалье во Дворце "Украина", без преувеличения, стал событием не только для меломанов, но и для тех, кому имя великой певицы известно лишь в связи с не менее легендарным -- Фреди Меркьюри.

НАКАНУНЕ КОНЦЕРТА КАБАЛЬЕ ПОШЛИ СЛУХИ О ЕЕ АЛЛЕРГИИ

Специально для репетиции певицы в Колонном зале открыли дверь, через которую, пожалуй, после реконструкции ни разу не ступала нога человека (к ней ведет мостик с аллеи Первомайского парка). Монтсеррат вышла на сцену, устроилась на стуле перед пюпитром и стала работать. Ее общение с дирижером Мигелем Ортегой -- отдельный рассказ. Певица то властно останавливала оркестр, то молитвенно сложив ладони, словно школьница, просила прощения за собственную неточность ("Пардона! Пардона!"). Время от времени она увлажняла воздух из аэрозоля, а между вступлениями посасывала специальные таблетки и откашливалась. Пела вполголоса, но время от времени "давала звук", демонстрируя прекрасный вокал.

Мировая звезда жила в гостинице "Национальная", практически не выходила из номера, совершенно не капризничала и не "напрягала" организаторов какими-то требованиями (разве что попросила все общение с прессой ограничить одним часом). А племянница певицы, Монтсеррат Кабалье-Клаус вместе с переводчицей с каталонского Галиной (давней подругой г-жи Кабалье, сопровождающей ее во всех гастролях по СНГ) побывали в Лавре и на Андреевском спуске.

За три недели до поездки в Киев Монтсеррат упала с лестницы и ушибла спину. Поэтому передвигалась при помощи специальных палок с подлокотниками. Но была в хорошем расположении духа. Некоторые СМИ почему-то решили, что у 71-летней певицы аллергия на тополиный пух, в эфир даже просочилась информация, что концерт под угрозой срыва. "Все нормально, -- успокоила меня переводчица Галина, пока мы ожидали вместе мадам Кабалье в фойе около ее номера. -- Монтсеррат прекрасно себя чувствует".

Монтсеррат Кабалье была в наряде своего излюбленного фасона: платье из ткани в мелкий цветочек (удивительно нежного сочетания сиреневого и зеленого цветов) и жилете-накидке более насыщенного тона с имитацией рукавов, прикрывающих руки до локтя. В ушах -- огромные серьги из жемчужных полусфер в золотой оправе, на шее -- цепь, на правой руке -- кольцо из желтого золота с бриллиантами, изумрудом и сиреневым рубином, а на левой -- скромное обручальное. В ее облике сочетаются королевское достоинство, интеллигентность, потрясающая доброжелательность и приветливость. Мы сидим "визави", и ее огромные миндалевидные глаза, словно черные агаты, поблескивают из-под очков и словно гипнотизируют...

-- Госпожа Кабалье, надеюсь, вы довольны приемом, который оказали вам в Киеве?

-- Спасибо, я очень хорошо долетела, отдохнула, в гостинице очень тихо, комната очень удобная, с большим балконом и прекрасным душем.

-- Вот и замечательно. Вы в прекрасной форме, и, конечно же, ваших поклонников интересует, как вы поддерживаете свою вокальную форму. Может быть, это специальный режим или есть какие-то секреты?

-- Все дело в технике, которой я научилась еще в юности. Сейчас я передаю свой опыт всем, кто приезжает на мои мастер-классы, которые я провожу в Андорре. Все ученики очень счастливы, потому что это помогает им в работе. Собственно, это даже не столько техника пения, а знание всего тела. Потому что я учу молодых артистов правильно дышать -- это очень важно!

-- Мне говорила одна знакомая певица, что если вокалист умеет правильно дышать, он даже менее подвержен простудам. Это правда?

-- Да, это правда, это очень полезно для здоровья.

-- Мадам Кабалье, вы упомянули о своих мастер-классах. На одном из них недавно побывал украинский певец Сергей Магера. Как вы можете оценить украинские голоса?

-- Да, два года назад он победил в конкурсном отборе. Это великолепный голос, исключительный! Тогда было несколько певцов с очень хорошими голосами и вокальной подготовкой.

-- Мы не можем забыть тот случай, когда журналисты газеты "Сегодня" проехали вместе с вами в поезде... к сожалению, не знаю, сколько километров!

-- (Со смехом.) О! Очень много километров!

-- А бывали такие случаи, когда поклонники преследовали вас, невзирая на расстояния?

-- Да, было такое. И сейчас случается. Иногда на мои концерты и спектакли приезжают люди из очень далеких городов и стран, я сама удивляюсь этому. Сегодня оперные спектакли и фестивали очень хорошо рекламируются в прессе, люди узнают обо всех событиях в музыкальной жизни -- все показывает телевидение, существуют специальные журналы... Поэтому когда я езжу по Европе и даже по Азии, я уже замечаю, что целые группы меломанов специально отправляются в путешествие для того, чтобы побывать на каком-нибудь фестивале в Европе или в Канаде, или даже в Японии (там очень много музыкальных фестивалей).

-- Думаю, я не ошибусь, если скажу, что были и такие, которые не только мечтали услышать ваше пение, но стремились поймать ваш взгляд и улыбку -- как красивой женщины!

-- Ну, да!.. В моем-то возрасте! Да, конечно, есть люди, которых привлекают и музыка, и чувства. Могут завязаться и какие-то личные отношения -- по каким-то общим интересам и увлечениям, предпочтениям в музыке. Многих интересуют какие-то курсы, а некоторые просят о помощи, и, если я могу помочь, это всегда приятно. Мы беседуем, обмениваемся мнениями, и, если находишь понимание, это всегда трогает.

-- Вы, наверное, знаете о том, что многие люди никогда не слышали вас как оперную певицу, но знают вас по незабываемой "Барселоне", которую вы исполнили вместе с легендарным Фреди Меркьюри.

-- Но это ведь было уже почти 20 лет тому назад! Это произошло в 1986 году, когда мы встретились в Лозанне и выбрали песню "Барселона". Именно тогда мы и записали эту музыку. А сегодня это уже почти классика. Но она звучит до сих пор во всем мире, ее слушают миллионы людей.

-- А если бы вам пришла идея сегодня записать подобный дуэт, кого бы вы выбрали в качестве партнера?

-- На самом деле я сейчас очень много работаю с Вангелисом. Это великий композитор, и мне очень нравится его музыка. Он даже написал несколько вещей специально для меня и для моей дочери! Они очень красивые.

-- Госпожа Кабалье, немногим певицам удается быть счастливыми и в личной жизни, и в карьере. А где сложнее быть счастливой: в семье или на сцене?

-- Я думаю, что когда ты счастлив, как человек, это очень важно, а все остальное -- уже как дополнение к главному. Пусть это будет профессия, которой ты занимаешься, к примеру -- музыка но это уже нечто добавленное к твоей личной жизни, может быть, даже второстепенное. Главное -- чтобы личная жизнь стояла на крепкой основе, а это зависит не только от самого человека, но и от его партнера, от семьи. Мне выпало огромное счастье найти такого человека в жизни (кстати, в этом году исполнилось 40 лет, как мы поженились), и для меня это настоящая опора как для душевного состояния, так и для эмоционального равновесия. Я всегда находила в нем поддержку (муж Монтсеррат Кабалье -- певец Барнабе Марти. -- Авт.) -- притом не только в личной жизни, но и в музыке. Потому что он тоже певец, тенор. Мы познакомились, когда пели вместе.

Это очень важно, когда партнер является твоим единомышленником и понимает твой мир, в моем случае -- мир музыки, классического искусства, оперы... (С лукавой улыбкой.) Но надо признать, что у меня есть такие коллеги (тоже семейная пара), которые оба поют, но не понимают друг друга!.. Поэтому я всегда говорю, что главный успех в моей жизни -- это мой муж и мои дети. Это очень помогает и поддерживает во всем.

-- А ваш сын, говорят, сейчас уже ведет ваши дела?

-- Нет-нет! На самом деле все немножко иначе. Мой сын хотел быть астрономом, это была самая главная мечта в его жизни. Он поехал учиться (но лучше будет сказать, мы его послали) в Соединенные Штаты, потому что к тому времени они сделали такие успехи в астрономии, которыми не располагала Испания. Когда он жил в США, он был вынужден заниматься чем-то еще. И он выбрал экономику и дипломатические отношения. И по мере того, как он углублялся в предмет, он стал иногда говорить отцу: "Папа, ты напрасно так делаешь! Здесь ты должен делать так, а вот здесь -- так!" В общем, постепенно, шаг за шагом он стал экономистом. И теперь он уже хороший специалист в этой отрасли, но все равно продолжает заниматься астрономией и сейчас учится в аспирантуре.

-- Госпожа Кабалье, в мире сейчас возвращается мода на классическую музыку. Все больше людей, и в том числе молодых, приходят в концертные залы и оперные театры. Считаете ли вы, что это есть и ваша заслуга в том, что становится престижным слушать классику?

-- Нет, я думаю, что дело не только во мне. Мне кажется, это общая тенденция. Вообще, в глобальном масштабе, у меня есть такое впечатление, что средства массовой информации очень помогают -- или мешают этому развитию. Сейчас, к примеру, я вижу, что СМИ способствуют тому, чтобы люди во всех странах развивали свою культуру. И молодежь все больше и больше проявляет интерес к искусству.

Конечно, огромное количество молодежи увлекается рок-культурой или поп-музыкой, но с помощью таких певцов, как Пласидо Доминго, Лучано Паваротти (и я сама тоже этим занимаюсь) -- таких много -- молодежь удалось приблизить к миру классической музыки. Они сделали своеобразный мостик. Это очень важно: ведь молодые люди узнали то, чего не знали раньше. У меня есть огромное количество поклонников, которые в общем занимались когда-то рок-музыкой и не знали классическую музыку. Теперь они счастливы, что познакомились и с нашим миром тоже. В музыке есть разнообразные жанры, и ни один из них не должен вызывать какого бы то ни было пренебрежения или презрения! У каждого человека свой вкус, свой возраст. А для каждого возраста есть подходящая музыка. Мне очень нравится наблюдать, как молодые 16-летние девочки и мальчики сначала увлекаются рок- или поп-музыкой, а потом подпевают мне и прихлопывают в ладоши!

-- Расскажите о вашем увлечении живописью, пожалуйста.

-- (С улыбкой.) Я очень плохо рисую! Очень наивно. Это некрасиво. Но дело в том, что это меня отвлекает. Мне нравится этим заниматься, это меня расслабляет, поэтому, если у меня есть время, я рисую. Ведь это искусство тоже требует своего рода "погружения", углубления в творческий процесс. Но по своим работам я вижу, что пока не улучшила свои результаты. (Смеется.) Я рисую акварелью и маслом. Конечно, для путешествий более практична акварель...

-- А пейзажи Киева вы будете рисовать, мадам Кабалье?

-- Если смогу -- да. Я уже попросила купить мне открытки с видами вашего города. Поэтому если не смогу многого увидеть, то, по крайней мере, буду вспоминать его по открыткам. Только не смейтесь! Я вам пришлю...

-- Госпожа Монтсеррат, надеюсь, что мы еще не раз будем иметь счастье видеть и слышать вас, и, возможно, вместе с вашей очаровательной дочерью Монтсеррат Марти.

-- Я только что разговаривала со своей дочкой. Она приехала из Нью-Йорка, где была вместе со своим братом. Сейчас она поедет в Рим, потому что она там будет петь в опере Пуччини "Эдгар". Когда она услышала, что я в Киеве, то воскликнула: "Ай-яй-яй! Как жалко, что я не с вами сейчас! Я бы так хотела быть тоже в Киеве, и в следующий раз я обязательно поеду туда вместе с тобой!"

И великолепная Монтсеррат крепко пожала мне руку на прощание...

МОНТСЕРРАТ ОТДАЛА ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВЛАДИМИРУ ГРИШКО

Это был удивительный концерт. Не делая никакой скидки на публику, слабо просвещенную в классической музыке, великолепная Монтсеррат подобрала программу из редко исполняемых произведений. Меломаны получали удовольствие, а те, кто не помнит на слух мелодии из опер "Отелло", "Адриана Лекуврер" или "Федора", пребывали в легком недоумении. Концерт шел без конферанса, как принято в Европе. Но откуда же артистам было знать, что у публики нет программок? Ведущий Василий Илащук продемонстрировал свой бархатный голос дважды: объявил, что в зале присутствует супруга Президента Украины, а также -- когда вынесли корзины. В итоге, уверена, большинству людей осталось неведомо, что аккомпанировал (и, кстати, достойно!) королеве мировой оперы симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, которым дирижировал Мигель Ортега. Да и имена солистов тоже не мешало бы напомнить (хотя бы ради приличия).

Мадам Кабалье вышла в первом отделении в жемчужно-сером кардигане, надетом поверх платья из черной ткани, сверкающей и переливающейся в свете софитов. На груди -- огромная бриллиантовая брошь, а в ушах -- такие же серьги-гроздья. Публика встала, приветствуя живую легенду...

"Каждый любовный дуэт имеет определенный смысл", -- сказала Монтсеррат накануне. Драматургически концерт был выстроен как "па-де-труа". Сольные номера чередовались с дуэтами, и тенора -- Николай Басков и Владимир Гришко, словно влюбленные соперники, старались снискать расположение Оперной Дивы. Она поддерживала эту игру: благосклонно взяв цветок из рук одного певца, в следующем дуэте очень женственно и нежно поправляла воротничок и платочек в кармане другому; то приближала своих партнеров к себе, то отдаляла... Но все же, как показалось, предпочтение великая Монтсеррат отдала Владимиру Гришко (кстати, украинский певец заслужил от партнерши похвалу за смелость -- ведь он специально для этого концерта выучил очень сложный дуэт из оперы Джордано "Федора", причем пел, в отличие от Баскова, наизусть) -- она даже вальсировала с ним в дуэте из оперетты Легара "Веселая вдова". В финале всех ждал сюрприз: романс "Очи черные" в исполнении Монтсеррат Кабалье, Владимира Гришко и Николая Баскова стал настоящим мини-спектаклем. Российский певец тут же сымпровизировал: "Лишь один не спит, пьет шампанское за любовь свою -- за испанскую!" Оба тенора стояли на коленях перед своей царицей, и, казалось, Монтсеррат была счастлива не менее младших коллег и публики...