1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (1774) за 14.06.2004

ТЕАТР, КОТОРЫЙ ВСЕ ДЕЛАЛ НАОБОРОТ И ПОБЕДИЛ.

Закончившийся VI международный театральный фестиваль городов-побратимов "Київ травневий" собрал коллективы из 17 стран. Одним из интереснейших был нашумевший московский театр с длинным названием -- Центр драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина. Кроме двух спектаклей, Центр провел в театральном университете им.Карпенко-Карого мастер-класс для студентов. На него я опаздывала из-за чудовищных дорожных пробок и наивно переживала, что не попаду в зал -- он будет набит студентами, жаждущими услышать и увидеть успешно работающих современных профи. Помню, что каждого мастера, приходящего к нам в театральный, мы ждали как "манну небесную", как источник новой информации и опыта. В университете висело большое объявление о встрече, но я обнаружила полупустой тихий зал. Очевидно, наши будущие актеры, режиссеры, сценаристы, (планируется и отделение драматургии!) уже настолько самодостаточны и умелы, что ничего и не нужно?

Но гостей -- известного драматурга и режиссера Алексея Казанцева и одних из самых успешных молодых драматургов Михаила Угарова (он же и режиссер) и Ксению Драгунскую вроде бы это не смутило. Они были настроены очень благожелательно. Так, напоминание о том, что в свое время с постановкой пьесы Казанцева "С весной я к вам вернусь" прорывался в Молодом театре Лесь Танюк, вызвали у Алексея Николаевича ностальгические воспоминания. --"В Украине мои пьесы почему-то всегда запрещали. Здесь пытались поставить "И порвется серебряная нить" и "Старый дом", но безуспешно. Я занимался всеми театральными профессиям, а в трагические, разрушительные 90-е годы, когда всем было не до театра и молодежи, вместе с Михаилом Рощиным создал этот Центр. Мы просто не могли смириться, что в течение 15 лет не появилось ни одного молодого талантливого режиссера, и средний возраст режиссеров, например, в московских театрах был около 70 лет. Тогда на нас с Шатровым смотрели, как на ненормальных, ведь мы единственные делали ставку не на раскрученных известных артистов, а на совершенно неизвестных, начинающих. Мы все делали как бы наоборот. И Центру совершенно никто не помогал финансово. Как мы выжили -- неизвестно. Работали на то, что знакомые давали в долг на неопределенное время, и поначалу ребята ставили практически на свои деньги. А ставили мы, в основном, пьесы, бывшие тогда вне моды и вызывающие отторжение. И где-то лишь с третьего сезона наши спектакли стали заметными и нас начали вовсю приглашать на фестивали и гастроли, а наших режиссеров и актеров стало модно приглашать в другие театры. Сейчас у них уже другая проблема -- какой из театров выбрать.

На вопрос студента-режиссера "откуда в Центр приходят "дефецитные" драматурги и режиссеры?", Алексей Казанцев рассказал: "Самое главное -- чего-то захотеть. Так, в течение десяти лет в подмосковной Любимовке мы проводили фестиваль молодых драматургов, и убедились, сколько молодой энергии, которая никому не нужна. У нас в Центре "демократия без берегов" и, как правило, режиссеры приводят актеров. Кстати, артисты -- очень опасные люди, у них "крыша" начинает ехать между 30 и 35 годами. У режиссеров она "съезжает" между 35 и 40, так как они начинают думать: "Лет уже много, а я еще не гениальный". И пытаются что-то имитировать. А как только человек так подумает, то удача сразу же уходит от него".

Михаил Угаров (вошедший в московский бомонд, как сценарист телесериала "Петербургские тайны") -- автор и постановщик современного варианта "Обломова" Гончарова, пренебрежительно "метал" молнии в адрес театральной классики и почти с отвращением произносил имя Чехова. -- "Везде этот Чехов, как, вообще, сегодня это можно ставить!" -- театрально возмущался модный драматургический гуру, наверное, подразумевания, что вместо Чехова нужно ставить только Угарова. Поэтому и смело заявил, что такие, как он, осуществили "бархатную революцию" -- поменял эстетику театра и уточнил: "Театр, как нечто красивое, для отдыха, я называю "театром для невротиков". При этом к невротикам он причисляет и всех тех, кто смеет с ним даже поспорить.

А сам "Облом off" с прекрасной игрой актеров (недаром у спектакля много призов и за актерские работы) вызвал противоречивые чувства -- кому из героев, на самом деле, отдать свои симпатии: созерцающему Обломову или действующему, как компьютер, Штольцу. И хотя автор как бы пытался сделать героем Обломова, это не убеждает, хотя и трогает своей несовременностю. Истина явно посередине -- это Штольц, стремящийся не только "делать" деньги, но и вкладывать их в сохранность живого мира Обломова.Та же тема и в другом спектакле Центра -- "Ощущение бороды", где поднята совершенно забытая тема столкновения города и деревни, а на самом деле, то же актуальное сегодня противостояние живого и разрушающего. И поставлено это двумя женщинами, драматургом Ксенией Драгунской и режиссером Ольгой Субботиной очень жестко, но убедительно.