1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (1775) за 15.06.2004

"ВСЕ АРТИСТЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ОБЕЗЬЯНОК -- ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАС, СТАРИКОВ"

В особых представлениях этот артист не нуждается. И подтверждением тому неизменные аншлаги на концертах все 35 лет его сценической жизни. Сергей Захаров, пожалуй, один из немногих певцов, которые с возрастом не потеряли своего обаяния, хотя для многих поклонниц он останется навсегда юным, бравым гусаром из "Небесных ласточек".

"Я ЖЕ НИКОЛАЕВСКИЙ!"

-- Сергей Георгиевич, последний раз мы с вами общались, когда вы несколько лет назад приезжали в Киев на "Славянский Базар". Внешне за это время вы совсем не изменились, а как в творческом плане?

-- А что должно было измениться? Мы как "співали, так і співаєм".

-- Так, откуда украинское словечко?

-- Я же николаевский. Я родился в Николаеве, в 19... промолчу каком году, в семье военного. Отец тогда служил там, и там же он женился на моей маме. Первые пять лет жизни я провел в Николаеве, потом был Первомайск, а затем отца перевели в Москву. Чуть позже и я туда переехал. И все равно до 17 лет я регулярно ездил в Николаев. Играл в футбол за николаевский "Судостроитель", за юношей. Был вратарем. Потом отца после академии отправили в Байконур служить -- я, естественно, поехал с ним, а оттуда ездить в Николаев стало далековато.

-- Просто закономерность какая-то прослеживается -- после футбола в певцы. Вот и с Хулио Иглесиасом такая же история...

-- Ну, это скорее не правило, а исключение. А в вашем примере это, скорее, "закон парности случаев" -- не более того. Знаете, как бывает, сначала человек себя ищет и находит в каких-то одних областях публичной деятельности, потом проявляет себя в других. Просто есть люди, расположенные к этому. Вот они и реализуют себя -- по молодости в спорте (пока силы и задор есть), потом в чем-то другом. Много народу себя в бизнесе нашло. Те же "АВВА" -- у них неплохо идут нефтяные дела. И потом, ведь недаром говорят: "Если человек талантлив, то он талантлив во всем". Я себя не имею в виду.

-- Почему это не себя?

-- Просто знаем свое место в истории. Мы имели маленькие способности и небольшие возможности. Я неплохо пою и хорошо владею голосом -- т.е. я неплохо владею профессией. А мое место в истории будет ясно лет через 25, как минимум. Либо мы сотремся из памяти народа, либо останемся. Как, например, великий украинский певец Борис Гмыря. Мы его в России любим, помним. По большому счету, в Петербурге еще остались те силы, которые поклоняются и "серебряному веку", и культуре советской. Я это называю "классической культурой", потому что мы все воспитаны на неплохих традициях. В Петербурге это очень ярко видно, но, правда, народ вымирает и истинных петербуржцев остается все меньше и меньше. А проводников культуры -- еще меньше. Вместе с "империей" рухнула, к сожалению, и великая культура. Ей на смену пришло великое бескультурье, так называемая "поп-культура". Американский образ жизни мы все воспринимаем буквально. У нас везде теперь сплошной "Макдональдс" -- быстрое питание, быстрая музыка, быстрое искусство, быстрая жизнь. Влетел -- вылетел. Взлетел -- улетел. Почему? Потому что следующие уже подрастают. Теперь надо как можно больше вложить, но и вынуть как можно больше. А идеальным вариантом стало вложить чуть-чуть, а вынуть много. Теперь уже артисты все превратились в обезьянок -- шоу-бизнес! За исключением нас, стариков. Старики в смысле... Ну, я 35 лет на сцене -- с 1968 года. Подумайте, как я еще могу себя назвать? Черепаха.

-- Так вы, наверное, знаете секрет золотого ключика? Откроете?

-- Конечно, знаю и, конечно, открою. Что было нарисовано на холсте? Правильно -- домашний очаг. Вот домашний очаг -- это и есть секрет золотого ключика! Секрет и, с одной стороны, долгой и, по возможности, счастливой жизни, успеха в работе. И здоровья тоже. Вообще, женатые мужчины в счастливом браке живут дольше. Они почти догоняют женщин по продолжительности жизни. Хотя, конечно, трудно вас догнать. Вас разве догонишь?

"БЫЛ У НАС В СТРАНЕ СЕКС ВСЕГДА!"

-- Кто ваша жена по профессии?

-- Жена. Тяжелая профессия -- жена. С Аллой мы познакомились в 1964 году, а "вышли замуж" в 1968-м и с тех пор вместе.

-- В артистической среде такой "долгоиграющий" брак -- небывалое и редкое явление. Вы ведь целых четыре года ухаживали за свое избранницей?

-- Ну, если хотите, можно и так назвать. Мне было 13 лет, я же был еще маленький. Вот мы и встречались, пока мне не исполнилось 17. В Казахстане можно было жениться в 17 лет. Там по законам Казахстана же мы жили. А познакомились мы на пляже.

-- Что вас тогда больше привлекло в Алле?

-- Кто же может это сказать. Любовь определить невозможно. Она ведь -- ах и все! Поселяется там (показывает на сердце. -- Авт.). Невозможно узнать, невозможно сказать, за что полюбил. Мы познакомились во времена "сексуальной революции". Глупости рассказывают о запредельном целомудрии тех времен -- был у нас секс в стране всегда! Еще какой. Вам еще поучиться надо... На самом деле лично у нас было все очень пристойно.

-- Ну вот, а говорите -- революция.

-- А хиппи? А свободная любовь? Все это было и в нашей стране.

-- Что, и у 13-летних школьников?

-- А что, в 13 лет ни у кого ничего не получается? А сейчас пойдите в школу. Вот! Это уже вторая "сексуальная революция". Даже третья.

-- Ну, с революциями разобрались, а теперь расскажите о своем доме. Говорят, у вас в Питере что-то совершенно роскошное.

-- Дом, действительно, хороший -- жилой. Под Питером, в "Териоки" -- это бывший курорт Южной Финляндии, а с 1939 года он стал территорией России. До Финляндии полтора часа езды, а до Хельсинки -- три с половиной. Живу в лесу, на опушке. Медведей там нет. Волки есть, лисы, белки... Это коттеджный поселок. Только построен не по типу "окно в окно", а совершенно свободно -- по полгектара земли у каждого. Созваниваемся.

-- А рояль есть там?

-- Есть -- электронный. Поэтому его не надо настраивать -- всегда звучит. Приезжает ко мне аккомпаниатор, и мы прямо там занимаемся, работаем. Без этого нельзя -- каждый день работаю где-то по полтора часа, за исключением субботы и воскресенья. Я очень редко пою под фанеру -- не умею. Петь интереснее, и удовольствие получаешь. Еще огромное удовольствие получаю от того, что не живу в городе. На выезде в новом районе у меня студия и офис -- езжу на работу тогда, когда требуется какая-то запись. У меня собственная видео- и звукостудия в одном флаконе "Калипсо-рекордз". У меня есть свой штат сотрудников в количестве трех человек -- инженер-режиссер, пианист и аранжировщик. Выпускаю каждый год два, а то и три альбома, поскольку в репертуаре -- от Рахманинова, Чайковского до бытовых песен, городского романса плюс классическая эстрада. Недавно выпустил русский альбом -- народная музыка, но осовремененная. У меня контракт с Sony-records -- я, дурачок, подписал такой контракт с ними, по которому не имею права продавать свои записи в России. А они продают там, где хотят.

Слава Богу, в контракте не было фразы, что я не имею права исполнять их на радио и телевидении или продавать на собственных концертах!

-- Как отметили сценическое 35-летие?

-- Хорошо. У меня был концерт в Москве в зале "Октябрьский", его запись я уже отдал на телевидение. На самом деле это был двойной юбилей -- 35-летие творческой деятельности и личное 50-летие. Но особо говорить о цифрах не люблю. Я знаю, что если ты будешь очень сильно распространяться, сколько тебе лет и сколько ты уже поешь, то это определенную часть зрителей отвернет. Скажут: "Черепаха Тортила. Ему уже пора на покой".

-- Концерт концертом, а хоть коньячку выпили рюмочку?

-- Я непьющий. Я свое отпил. Нет на это времени.

-- А порок у вас есть какой-то?

-- Есть -- лень!

-- По полтора часа каждый день, несмотря ни на что -- это лень называется?

-- Еще лень -- это то, что я встаю каждое утро в 7.30 и бегаю 45 минут с собакой. Потом растираемся, идем домой. А лень человеку дана для того, чтобы ее преодолевать! Тренировать себя надо. Ведь не зря же говорят: "Если хочешь, чтобы дело было сделано, поручи его ленивому, потому что он найдет кратчайший путь".