1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (1775) за 15.06.2004

ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ВЫСОТНЫХ ДОМОВ СТОЛИЦЫ МОГУТ СГОРЕТЬ ДОТЛА

Полтора месяца назад в городе без умолку трубили о новосозданной "Киевской службе спасения". Граждан ошеломили планы чиновников, говоривших об возможностях будущего спасательного подразделения. "У нас в доме соседский балкон задымился, -- позвонила одна из читательниц. -- Ну, думаем, сейчас хваленная "служба спасения" прилетит чуть ли не на вертолете. Но все оказалось намного прозаичней: приехали обычные пожарные и за 15 минут справились с огнем. Узнайте, пожалуйста, кто же нас будет спасать на самом деле, и для чего нам так много спасателей?"

"112" ПОКА ТОЛЬКО В УМАХ

Вопрос пришелся кстати. Мы как раз пытались проанализировать ситуацию с новой службой спасения. Для несведущих напомним, что в конце апреля Киеврада создала коммунальную аварийно-спасательную службу "Киевская служба спасения".

Ее структура и штат еще не утверждены. На первом этапе будут действовать центральная аварийная диспетчерская и подразделение службы, позже появятся спасательные подразделения на Левом и Правом берегах. В обязанности службы входит участие в тушении лесных пожаров, ликвидация последствий аварий, подтоплений. В этом году на содержание службы и приобретение техники планируется выделить 5,6 млн грн., в следующем -- 8 млн грн., в 2006-м -- 5,6 млн грн. Ориентировочно, спасатели должны начать работу в мае-июне. Чиновники собирались присвоить службе номер "112"

-- Я ни в коем случае не хочу, чтобы вы думали, будто мы пытаемся перейти дорогу пожарным, -- пояснял тогда "Сегодня" Виталий Пшеничный, начальник главного управления по чрезвычайным ситуациям. -- Просто у каждой службы спасения -- свои функции: у государственных -- одни, у общественных -- другие, у коммунальных -- третьи. Хотим создать свою, которая будет вспомогательной, дополняющей "01".

-- В последнее время Киеврада приняла много решений, связанных с созданием "Киевской службы спасения", -- заверил Николай Бойчук, председатель постоянной комиссии правовой политики и депутатской этики. -- Сегодня у нас нет каких-либо противоречий с управлением под руководством господина Косаря. Стратегическое задание, над которым работает наша комиссия, -- объединить усилия работающих на безопасность киевлян структур.

СПАСАТЕЛЯМИ, УВЫ, НЕ РОЖДАЮТСЯ...

Чем не аргумент? Но столичные огнеборцы совершенно другого мнения. Пожарные-спасатели заверяют, что в городе и без того много проблем, на решение которых можно было бы потратить эти 20 миллионов: пенсионеры, дороги, транспорт.

-- Не наша задача чужие деньги считать. Власть на то есть, -- рассказывает Олег Грипас, начальник управления планирования и мониторинга главного управления МЧС Украины в Киеве. -- Просто невдомек -- зачем создавать службу, когда одна уже есть? Во-первых, два подразделения -- это слишком мало для города-миллионника. Во-вторых, чтобы номер "112" "прижился", нужно потратить миллионы на рекламу. В третьих, люди по привычке будут звонить "01", и спасать киевлян придется нам, что спасатели и так делают. И последнее. Спасателями, как известно, не рождаются, ими становятся. Для этого нужны учебные центры, базы подготовки, техника (к слову, на подготовку офицерского состава нужна не одна тысяча гривен -- Авт.). Неужели будут открывать новые, лишние? Или сядем на белого скакуна и -- в пламя?

По словам сотрудников ГУ МЧС Украины в Киеве, в городе решили изобрести, мягко говоря, велосипед, хотя точно такой существует и работает. Но кто-то забывает его усовершенствовать, дабы сохранить уже наработанное.

"ГЕОВАРТА" -- ЭТО КТО ТАКАЯ?

Сказать, что город бросил пожарных-спасателей на произвол судьбы, было бы несправедливо. Как ни как, их вспоминают 29 января (в День пожарной службы) -- часы наручные дарят. Да и к очередной годовщине Чернобыля грамоты вручают. Но все же чего-то не хватает...

Расскажу случай из жизни. Однажды собрались городские ученые и практики обсудить, нужно ли выделить деньги (500 тыс. грн.) на приобретение аппарата для резки машин, потратить эти тысячи на разработку научного исследования, опроса "Влияние сект на столичную молодежь" либо предоставить средства для доработки системы оперативного диспетчерского управления "Геоварта", которую используют спасатели.

О покупке аппарата и опросе говорили долго, а вопрос о "Геоварте" даже не поднимали. Лишь после замечания пожарных, что она нужна для спасения киевлян, чиновники задумались, но тут же отмахнулись. Дескать, прежде нужно разобраться, зачем нужна эта система.

Объясним: "Геоварта" дает возможность оперативно выехать пожарным на место ЧП. Разработка подобной системы обошлась Москве в $3 млн, Германии -- $5 млн. Нашу сделали за 600 тысяч грн. На ее усовершенствование нужно чуть больше 300 тысяч грн. Ведь пока спасатели только тушили пламя, ее мощностей хватало. Теперь же, когда они выезжают на пожары, обвалы балконов, кранов, домов, спасение на воде, встал вопрос о ее модернизации. Старую систему около 4 лет разрабатывал столичный институт геодезии и картографии. Ее, кстати, невозможно купить -- нужно делать для города, под конкретные задачи.

Как она работает? Звонит человек: "У нас на улице Ягодной -- пожар!". Согласитесь, понять сразу, где находится эта улица, как туда ехать, не сразу поймешь. Пока возьмешь карту города, пока отыщешь Ягодную -- потеряешь "золотое время", и на пожар можно не выезжать... С помощью "Геоварты" стоит набрать на компьютере букву "я", как на мониторе высветится искомая улица и дом. А еще -- схема проезда, информация об этажности строения, наличии лифтов и номер ближайшей пожарной части. Диспетчеру остается дать команду "выезд" -- огнеборцы уже знают, сколько нужно послать на место ЧП машин, количество спасателей, где находятся ближайшие гидранты.

-- Ушли мы с упомянутого совещания не солоно хлебавши, -- констатирует Олег Станиславович. -- Тем временем другие чиновники ломают головы над тем, как успевать в упомянутое "золотое время", когда от каждой минуты прибытия спасателей зависит жизнь человека. Решили так: в боевых расчетах появятся медики. Умно? Да. Но, как ни крути, без доработки "Геоварты" приезжать на место они будут с опозданием.

"ЕСЛИ ЧТО", ПИШИТЕ ПИСЬМА

О том, что в столице за последние девять лет не построено ни одно пожарное депо, и вспоминать не хочется. Но задумаешься, и страшно становится. Вон сколько за окном высоток "понатыкивали". Если загорится, кто будет людей спасать? Город разрастается, особенно Деснянский, Святошинский, Дарницкий районы, где соответственно проживают 360, 340 и 255 тысяч человек. По расчетам "Киевпроекта" и согласно "Государственным строительным нормам и правилам Украины", гарантированная для киевлян пожарная безопасность в начале года составляла всего 49% от нужного количества пожарных депо. Особенно остро это ощущается на жилмассивах Осокорки, Позняки, Новобеличи, Троещина. Ближайшие пожарные части находятся на расстоянии, которое в 3--4 раза превышает установленные нормы. Не потому ли все чаще горит имущество граждан, а сами они гибнут на пожарах?

Беда в том, что на бумаге все выписано четко. Власти Киева приняли решение о строительстве на указанных массивах пожарных депо. Только оно, увы, не выполняется. Например, в прошлом году, согласно решению горгосадминистрации "О городской программе обеспечения пожарной безопасности Киева на 2003--2010 годы", были записаны средства в размере 6 млн грн. на возведение депо на Позняках и проектирование депо на массиве Новобеличи, однако их почему-то не внесли в программу социально-экономического и культурного развития столицы.

История со строительством депо на Позняках вообще похожа на анекдот. Выделенное место районные чиновники попросту превратили в свалку. Что только ни делали пожарные: обращались в СМИ, запрещали возведение жилых домов на Левобережье. Не помогает. У чиновников ответ один: "Нема грошей!" Руководство главного управления МЧС Украины в Киеве намеренно обращаться к жителям, мол, если у вас в на Харьковском массиве пожар, обращайтесь не в "01", а звоните в райадминистрацию или подавайте на нее в суд за бездействие. Может, это поможет?

Вряд ли. Пока пожарные-спасатели просят выделить деньги и начать строить депо, в других местах у них отбирают землю. Так, распоряжение КГГА N323 о разработке отраслевой схемы размещения и строительства пожарных депо с учетом перспективного развития районов столицы не выполняется из-за отсутствия денег. Тем временем предусмотренные генпланом города участки под размещения этих депо стремительно застраиваются. К примеру, по улице Ревуцкого (решение горадминистрации N1787 от 31.08.98 ) планировали возвести депо. Но сейчас там "красуется" районный базар, а новый участок под депо определен в таком месте, за прокладывание коммуникаций к которому нужно выложить бешенные деньги.

НА ЧЕМ РАБОТАЮТ ГЕРОИ?

Можно, конечно, восхищаться героизмом рядовых, которые готовы нас спасать за 320 гривен в месяц. А кто интересовался, на какой технике они работают? На вооружении подразделений столицы имеются 173 единицы основной и спецтехники, 76% которой (автолестницы -- 82%, автоподъемники -- 75%) отработали свое еще десять лет назад. 17 машин нужно просто списать, а все остальное еще удается ремонтировать.

Куда смотрят власти? Они, в общем-то, помогают. За последние несколько лет за счет города купили 21 автоцистерну и 7 автомобилей первой помощи типа "Газель". В прошлом году -- пожарный коленчатый подъемник на 54 метра. Но в тоже время еще с 2000 года завис в воздухе вопрос о приобретении 50-метровой автомеханической лестницы, комбинированной машины для использования при аварийно-спасательных работах и трех машин быстрого реагирования.

"СВЕЧКИ" ВСПЫХНУТ, СЛОВНО СВЕЧИ

Другой вопрос -- высотные дома. Еще свеж в памяти пожар на бульваре Леси Украинки в так называемом депутатском доме Царского Села. Тогда из-за возгорания в шахте лифта пришлось в срочном порядке эвакуировать целый дом. Хорошо, справились в тот раз с горем пополам, и серьезно никто не пострадал. Пугает другое: в Киеве подобных строений -- 1457, на подходе -- десятки новостроек. Как спасать людей, если вспыхнет пожар? По нормам только на Деснянский, Дарницкий и Святошинский районы нужно по три автолестницы на каждый. Высотки здесь могут сгореть, как свечи, -- спасать людей, проживающих выше 10-го этажа, нечем. А еще требуются два автоподъемника на 50--70 метров, три "Газели" быстрого реагирования и масса другой техники.