Выпуск газеты Сегодня №131 (1775) за 15.06.2004
КИЕВСКИЙ ТРАМВАЙ УМИРАЕТ,
КАНУВШИЕ В ЛЕТУ
Этого ждали давно. Но все произошло неожиданно, как бы исподтишка. Комитет "Киев -- за общественный транспорт" отстаивал линию, соединяющую два берега, как только появилась информация о ее сносе в связи с реконструкцией моста. А поскольку последнее откладывалось, жила надежда, что трамваи NN21, 27, 31 таки оставят. Увы, 9 июня в парк уехал последний трамвай на этой линии.
Одной из первых ощутимых потерь стал в 1995 году маршрут N2 "ул. Старовокзальная -- Львовская площадь". Его закрыли под предлогом облегчения условий движения автомобилей. Сегодня ул. Воровского представляет собой сплошную пробку. Автобус, заменивший трамвай, курсирует с 30-минутным интервалом. На следующий год демонтировали трамвайные пути на ул. Коминтерна. После реконструкции Привокзальной площади людям приходится идти по длинному и неудобному переходу над путями до ул. Старовокзальной. Тогда же был отменен маршрут N35 "Березняки -- Вокзал". Трамвай заменили маршрутки. В 1998-м "ушел" 27-й трамвай, обслуживающий Печерск. Причем за два года до уничтожения рельсы капитально отремонтировали. В 2001 году закрыли N10 "Вокзал -- Московская пл. -- Дворец Спорта", N5 "Дворец Спорта -- Соломенка" и N6 "Дворец Спорта -- Контрактовая пл.". А ведь с какой помпой презентовали в 1997-м чешские бесшумные рельсы у Дворца Спорта! И, наконец, в прошлом году канул в Лету 34-й трамвай "ул. Энтузиастов -- Контрактовая пл.". Не за горами "кончина" оболонских маршрутов NN4, 16. Ходят слухи о ликвидации линии в Пуще-Водице...
ЕСЛИ УЧИТЬСЯ, ТО НА СВОИХ ОШИБКАХ?
Между тем, по словам Михаила Барашкова, председателя вышеназванного комитета, мировые тенденции развития общественного транспорта прямо противоположны. Как и у нас, трамвай в Европе и США бурно развивался с конца XIX века. Но в 1930-х начался автомобильный бум. К 1960-м трамваев не стало более чем в 90% городов. Большинство взрослого населения пересело в личные авто, и ему это понравилось. Поначалу. Но вскоре "пробки", загазованность, уровень шума привели к массовому бегству людей на окраины городов. А начиная с 1980-х американцы ежегодно выделяют сотни миллионов долларов на отстройку некогда разрушенного.
Осознало свою ошибку и ближнее зарубежье. Например, Москва в этом году признала трамвай приоритетным видом транспорта, способным разгрузить дороги, и приняла программу его развития. Во-первых, потому, что это -- прогрессивный вид транспорта. Он полностью или частично изолирован от автодорог, а если и идет на каком-то участке вместе с машинами, то имеет преимущество в движении. Конечно, существующий скоростной трамвай в Киеве изрядно портит нервы жителям своим громыханием. Но ведь причина в том, что парк ветшает, новые вагоны не закупаются, линии не модернизируются. Дескать, дорого. Но, как заметил Барашков, стоимость строительства трамвайных путей по европейской технологии (бесшумные и надежные) составляет $1 млн за 1 км, а реконструкции существующих путей -- около $500 тыс. Это дешевле строительства 35 км автотрассы. Так чем же обосновано уничтожение трамвая?
ОФИЦИАЛЬНО: ТРАМВАЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЕ МЕСТО
Услышав этот вопрос, Виталий Дмитренко, заместитель генерального директора КП "Киевпасстранс", удивился, мол, какое уничтожение? За годы изменилась схема распределения пассажиропотоков: если раньше народ больше ездил к промышленным центрам, то сейчас -- на рынки. Вот и приходится менять маршруты. Ведь выбор того или иного вида транспорта на заданном маршруте обуславливается определенными нормами. Так, автобусы должны перевозить 6 тыс. человек в час, троллейбусы -- 4--7 тыс., трамваи -- 10--20 тыс. На маршрутах NN21, 27, 31 пассажиропоток значительно ниже положенного -- 4--6 тыс. чел./час, а потому их решено заменить троллейбусами. За последние три года в Киеве построены более 100 км новых троллейбусных линий.
То же касается и Оболони, особенно после появления здесь 32-го и 24-го троллейбусов. Ликвидация 4-го и 16-го маршрутов трамвая -- вопрос времени: сначала нужно достроить 2,5 км контактной сети для "тралликов" по ул. З. Гайдай и Маршала Малиновского. А вот трамвай N11 "ул. Л. Гавро -- Контрактовая пл." пока незаменим, ему лишь слегка "обрежут" путь -- до ст. м. "Оболонь".
ЧТО ГРЯДУЩЕЕ ГОТОВИТ
Судя по программе развития транспортного комплекса Киева до 2010 г., трамвайные маршруты еще не раз будут меняться. Начнем с того, что депо им. Шевченко с ул. Горького в ближайший год планируют перенести на ул. Якутскую. Затем дойдет очередь и до Лукьяновского депо, обслуживающего маршруты NN14, 15, 18. Виталий Васильевич объяснил это количеством вагонов, ежедневно выпускаемых на линию, которых на 40% меньше нормы. Это депо решено объединить с депо им. Красина.
Кроме этого, сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование маршрута N2 (Троещина), который едет "в никуда". Решают, что лучше: продлить его до ст. м. "Левобережная" или построить линию метрополитена. В свете сооружения Подольского моста больше склоняются ко второму варианту.
В более далекой перспективе маршрут N8 (ст. м. "Харьковская" -- ст. м. "Позняки") хотят продолжить до ул. Б. Гмыри. Но сначала нужно отремонтировать путепровод. Кроме этого, неплохо бы, по словам Дмитренко, перенести рельсы с пр. Гагарина на ул. Сергиенко, чтобы получилась мощная автомагистраль. В этих же целях хотят сместить трамвайную линию от ул. Политехнической до Старовокзальной ближе к железнодорожному пути. А конечную трамваев NN1-к, 3 -- ближе к наземному переходу.
Вообще на "скоростную" линию у властей большие надежды. Проект ее реконструкции -- на стадии согласования. Прежде всего, ее хотят модернизировать, чтобы отвечала названию: повысить эксплуатационную скорость трамваев с 17--18 км/ч (с остановками) до 25 км/ч (на перегонах -- 70 км/ч). Фактически это будет наземное метро (эксплуатационная скорость поезда -- 27--28 км/ч).
На линию поставят 45--50 модернизированных вагонов Т3/3 (трехсекционня "гармошка", средняя секция -- низкопольная, для инвалидов). За основу берут старые вагоны Т3 и на киевском заводе электротранспорта "фаршируют" современной компьютерной начинкой. Таким образом, срок службы старых трамваев продолжается на 10 лет. Для сравнения: три модернизированных вагона стоят $280--300 тыс., тогда как один новый К-1 -- $320 тыс.
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
Слухи о ликвидации трамвайной линии Пущаводицкого направления (NN7, 12) Виталий Дмитренко не подтвердил. Но, по его мнению, она там не нужна. Во-первых, не пользуется спросом, во-вторых, параллельно построена трасса, по которой могут бегать маршрутки. Впрочем, выбор альтернативы трамваю зависит от технико-экономического обоснования. Возможно, линию оставят в качестве действующего "музейного экспоната" -- для романтиков. Пока власти этим вопросом не занимаются. Зато он волнует народ. Не знаю, на чем основываются выводы о "непопулярности" лесного трамвая, но даже в будни, в межпиковое время трамвай N 12 забит до отказа.