1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №131 (1775) за 15.06.2004

КРУПНЫЕ НЕФТЕТРЕЙДЕРЫ УНИЧТОЖАЮТ КОНКУРЕНТОВ НАШИМИ РУКАМИ

К сегодняшнему дню, согласно меморандуму, подписанному между правительством и крупнейшими компаниями-нефтетрейдерами ("Укртатнафта", "Лукойл--Украина", "Альянс--Украина" и "ТНК--Украина"), продаваемый ими в рознице бензин А-95 должен быть не дороже 2,9 грн./литр. Названные компании выполнили это условие еще к середине прошлой недели, а к концу ее, по данным Госинспекции по контролю за ценами, средняя по стране стоимость А-95 снизилась до 2,91 грн. Впрочем, в Запорожской области его продавали в среднем по 3,05, а в Черниговской -- по 3,08 грн.

Но анализ рынка, проведенный Научно-техническим центром "Психея", свидетельствует, что и сейчас многие мелкие торговцы горючим в регионах держат цену 95-го на уровне 3,2--3,3 грн. Меморандум с Кабмином они, конечно, не подписывали, но здесь уместно вспомнить слова первого вице-премьера Николая Азарова о том, что цена на любой заправке выше 2,9 грн. будет рассматриваться как стремление получить сверприбыль и повлечет соответствующие санкции. По мнению директора "Психеи" Сергея Сапегина, небольшие операторы рынка горючего оказались в патовой ситуации: закупая бензин на оптовом рынке (а там цены не регулируются), они заплатили за А-95 намного дороже, чем сегодня его предлагают в рознице крупные нефтетрейдеры, да и сейчас -- парадокс! -- оптовая цена этой марки бензина часто достигает 3--3,1 грн. Работать себе в убыток "мелюзга", естественно, не может, конкурировать по цене с ведущими операторами -- тоже. "Я думаю, таким образом крупные нефтетрейдеры уничтожают мелких конкурентов, причем -- "рыночными" методами, руками потребителей, которые, конечно, выбирают более дешевые АЗС", -- заключает С. Сапегин.

Что касается А-92, в розничных сетях упомянутых нефтетрейдеров стоящего 2,8--2,85 грн. (всего на 5--10 коп. дешевле А-95), то покамест не оправдались надежды правительства, что "его цена существенно снизится автоматически, по законам рынка", как сказал вице-премьер Андрей Клюев. Под действие меморандума 92-й не подпадает и торговцы уверяют, что удешевить его и другие марки горючего экономически невозможно. По мнению исполнительного директора Консалтингового центра ЮПЭКО Сергея Куюна, такое утверждение близко к истине, поскольку в этой ситуации на 92-й, дизтопливо и другие марки горючего ложатся административные и инвестиционные расходы трейдеров, налоговая нагрузка, да и прибыль из чего-то нужно получать.