1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (1779) за 19.06.2004

АЖИОТАЖ НА АВТОРЫНКЕ

В мае украинцы стали обладателями свыше 21 тыс. новых автомобилей. Только в декабре 2003-го было продано чуть больше легковушек. Тогда ажиотажный спрос был вызван ожиданием повышения с 1 января ввозных пошлин на иномарки, сейчас... аналогичной причиной. Но теперь точно было известно, что закон о развитии автопромышленности в Украине, согласно которому ввозные пошлины вырастут с 2--3% от таможенной стоимости авто до 15--20%, вступит в силу 24 мая.

В прошлом месяце предусмотрительные граждане приобрели на 80% больше "колес", чем в мае 2003-го года. Словом, кто хотел -- тот успел. Но вот "успевали" как-то странно: такое ощущение, что гребли без разбору. Причем не столько "стопроцентные" иномарки, которые должны были подорожать, сколько заграничные модели украинской сборки, российские легковушки (в пределах межгосударственной квоты они ввозятся беспошлинно) и едва ли не с таким же энтузиазмом -- сугубо отечественные "Таврии" и "Славуты". По данным информационно-аналитической группы Auto-Consulting, модели ВАЗ сохранили лидерство, их доля продаж даже выросла на 3% и достигла 27% рынка. "Второе призовое" заняли автомобили Daewoo (20% рынка), на третьей позиции -- ЗАЗ-овские модели, на четвертой -- машины Skoda. В итоге, например, годовая квота на беспошлинный ввоз российских легковушек (а это 20,8 тыс. штук) к началу лета была исчерпана почти на 80%. Заметьте, все перечисленное "железо", которое с наибольшим энтузиазмом бросились раскупать наши соотечественники, либо ввозится по льготному таможенному режиму, либо "клепается" в родных пенатах. Не разобрались земляки со страху, что ли?

Эксперт Auto-Consulting Олег Омельницкий считает, что многие действительно не сориентировались, какие авто подорожают, а какие, по идее, должны остаться в прежней цене. В мае на рынке сохранилась обычная структура продаж: преимущественно обзаводились теми марками и моделями автомобилей, на которые и раньше был повышенный спрос. Только покупали больше. Но практика показала, что "простачки" не прогадали: как и предполагалось, импортируемые машины, в зависимости от класса, подорожали на 8--10%, но и "чистокровно украинские рысаки" -- "Таврии", и условно отечественные Daewoo стали заметно расти в цене. С чего бы это? Автопромовцы ссылаются на то, что и так слишком долго удерживали неизменной стоимость своих легковушек, а начать корректировку цен заставило подорожание металла и энергоносителей. Но, очевидно, велик и соблазн "подтянуться" в стоимости к авто аналогичного класса, выпускаемым конкурентами, особенно если потребитель готов платить. Во всяком случае, планы у запорожских автомобилестроителей амбициозные: выпустить в этом году 120 тыс. машин (в 2003-м было продано 68 тыс.) А за пять месяцев ЗАЗ уже произвел 42,4 тыс. авто -- почти в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На что рассчитывать тем, кто еще только "созревает" для покупки "железного друга"? О. Омельницкий прогнозирует, что на июнь--июль цены стабилизировались, тем более что многие дилеры еще торгуют машинами, завезенными до повышения пошлин и тем самым косвенно сдерживают рост дороговизны у конкурентов. Тем, кто не успел прикупить авто, есть смысл уложиться в этот срок. А вот когда закончатся машины из прежних поставок, новые таможенные правила покажут себя в полную силу, хотя столь существенного дополнительного подорожания, как сейчас, уже не будет. К осени влиять на цены будут только производители (они же поставщики) иномарок: как показывает опыт, 5--10-процентное ежегодное подорожание машин -- норма. Причины для этого всегда находятся: то курс евро растет, как в прошлом году, то таможенные барьеры воздвигаются или металл и энергоносители "взлетают", как в нынешнем. А стоимость российских авто по тем же причинам может стать и более "кусачей": привычные 10% роста в год для них -- не предел.