1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (1781) за 22.06.2004

АВТОМОБИЛЬ -- ЭТО СПОСОБ ПОДЧЕРКНУТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Первый фестиваль автотюнинга, прошедший в Киеве, на время превратил Республиканский стадион в декорации к культовому автомобильному фильму "Форсаж": между красивых гоночных машин со "злыми", как здесь принято говорить, формами и "торпедами" (передками) сновали красивые девушки, а воздух сотрясался от рева мощных двигателей и акустических систем. А простые автолюбители могли вволю понаслаждаться плодами того, что называется заграничным словом "автотюнинг". Англо-русский словарь дает такое толкование тюнингу -- "настройка, настраивание".

На входе фанатов автодвижения встречал символ того, во что умелые человеческие руки могут превратить транспорт: боевая разведывательная машина БРДМ-2, мало совместимая с понятием "комфорт", выступает в амплуа развлекательного вездехода (аренда -- 300 грн. в день!). Шеститонный броневик, рассчитанный на 10 мест, окрашен в нежно-розовый(!) цвет, внутри отделан дубом, а к услугам пассажиров -- ТВ на жидких кристаллах, видеокамера заднего вида, СD и кассетный проигрыватель.

Автотюниг как движение начал развиваться с пятидесятых годов, когда в США возникли гонки "драгстеров" -- заезды на четверть мили. Для победы в таких соревнованиях был необходим мощный и скоростной автомобиль. Сначала начали уменьшать вес автомобиля, выкидывая все лишнее, потом стали растачивать цилиндры, увеличивая их объем, и менять форму автомобиля, заботясь о аэродинамике.

В советские времена "тюнинг автомобиля" представлял собой убогое явление. Чтобы как-то выделяться, автомобилисты цепляли на крышу антенну, засовывали под стекло компакт-диск, а руль оплетали чехлом. Сзади волочился бесполезный антистатический хвост, на кузове красовались пластмассовые накладки, стекла тонировались, а на колеса ставились колпаки, в лучшем случае диски. Последний штрих -- брызговики и кожаный намордник -- и в путь дорогу.

Сейчас распоследнюю машину советского автопрома можно превратить в гоночное авто. Юра и Женя из Горловки устроили "эксперимент" со своей "Волгой" 24-й модели 1985 года выпуска. Новый карбюратор, увеличенная система впрыска топлива, облегченный коленвал, маховик и поршни -- и машина набирает "сотку" за 10 секунд, разгоняется до 180 км/час, а вместо стандартных 105 "лошадок имеет" 150! Плюс к этому -- расширенная колесная база, обесшумленный салон -- и машина, за которую не давали и 400 долларов, стоит уже... 4500! Ребята негативно высказывались о засилье на выставке иномарок, особенно гоночных, так как по ним трудно судить, сошел автомобиль таким "напичканным" с конвейера или его доделывали в частном порядке.

Солидарен с ними и Аркадий из Запорожья. Он работает автослесарем и через его руки прошло уже больше 200(!) автомобилей. Но "тюнинговать" он решил свой первый автомобиль -- "жигуль" первой модели. Марку машины невозможно установить, пока не подойдешь вплотную, настолько внушительно она выглядит, но внутри все такая же -- тюнинг коснулся пока только внешнего вида и салона. Аркадий уже вложил в машину около тысячи долларов, а новый увеличенный до объема 1,7 "движок" обойдется еще в полторы тысячи у.е. Тюнинг, оказывается, как ремонт -- его можно начать, а границ прекрасному нет. Владелец горд своей машиной: из чуть меньше ста автомобилей на выставке всего два (его и "пятерка") -- относятся разряду "классики".

Авомобилисты в один голос называют тюнинг "тонкой настройкой" под своего владельца. Ведь кому-то важней всего классная музыкальная система в салоне, а кому-то подавай мотор с парой лишних лошадок.

Проще и дешевле отделать авто снаружи. К внешнему тюнигу относится и тонировка стекол, хромирование деталей или пластиковые навески и приобретение индивидуальных "крутых" номеров.

На выставках постоянно встречаются автомобили, тюнинговые по звуку -- с супермощной HiFi системой внутри. Вот белая восьмерка, но вместо задних сидений у нее установлен громадный музыкальный процессор и убийственные низкочастотные динамики сабвуферы.

А сейчас появилась новая мода -- ставить на машину светодиоды. Последний писк -- подсвечивать днище неоном. Эффект от этого потрясающий, особенно вечером -- кажется, что автомобиль вот-вот взлетит.

Но настоящий тюнинг подразумевает кардинальные изменения в основных агрегатах и узлах машины. Самое основное -- это повышение КПД (форсирование) двигателя. Изменения должны привести к улучшению наполнения, сгорания и выпуска горючего в моторе. Это достигается в основном благодаря увеличению объема двигателя с помощью изменения конструкции поршней. Это простой путь форсирования мотора, применяемый уже около века, но очень трудоемкий.

Автомобили с хорошо отлаженными двигателями на выставке видны сразу: владельцы не стесняются поднять капот, куда постоянно заглядывает толпа зевак. Время от времени водитель жмет на акселератор, демонстрируя диким ревом всю мощь агрегата. Из длинной вереницы "Фордов", "БМВ", "Мерседесов" и "ДЭУ" выбираю "Альфа-Ромео", потому что из салона на меня смотрят грустные глаза собаки -- бассета. Паша Фафонов с другом и коллегой на фестиваль приехал из Херсона. Работают ребята на СТО и свой Sud 1978 года делали полгода. Это уже вторая машина, которую они "тюнигуют", и ребятам еще не надоело экспериментировать: на этом кузове уже побывали моторы объемом 1,5 и 1,7 литра, но в конце-концов вернулись к базовому 1,3 л, правда, "форсировав" его. Я сомневаюсь, что этот мотор последний, так как Паша мечтательно закатывает глаза, говоря о том, что "под капот поместится и 1,8 литра".

Особенно интересные модели плотным кольцом постоянно окружает толпа, и из-за низкой посадки автомобили просто не видны. Но как айсберг среди океана возвышается "Хаммер" -- боевая машина армии США, завоевавшая в последнее время дикую популярность. Зеваки облепили машину, как пчелы мед, и водитель постоянно, но тщетно жмет на газ, пытаясь распугать их диким ревом мотора. Передо мной из толпы выбираются какие-то ребята, и я узнаю что "диски там стоят как новая иномарка". Надо проверить: водитель говорит, что базовая модель "Хаммера" стоит 105 тысяч долларов, тюнинг делали уже в Украине, обошелся он в 40--45 тысяч у.е., а диски -- "действительно, по 5 тысяч у.е. каждый".

Тут мои нервы мечтающего об автомобиле человека не выдерживают, и я убегаю в метро...