1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №138 (1782) за 23.06.2004

СКОРО НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ СТАНЕТ БОЛЬШЕ КРАСИВОЙ РЕКЛАМЫ

Реклама обступает нас со всех сторон: назойливые ролики мешают смотреть кино, любимые песни на радио прерываются информацией о товарах, а почтовые ящики забиты тоннами рекламной макулатуры. Одно "радует" -- "унылый" городской пейзаж скрашивают всевозможные рекламные щиты.

Если в 2002 году в Украине было установлено порядка 5 тысяч "наружных рекламных поверхностей" (или "биг-бордов"), то сейчас эта цифра превышает 31 тысячу. По словам секретаря Совета по вопросам рекламы при Кабинете министров Украины Андрея Помоза, недавно чиновники проехалась по шести крупным городам Украины -- Запорожью, Полтаве, Харькову, Николаеву и Одессе. Везде замечены серьезные нарушения в правилах размещения внешней рекламы: львиная доля рекламных щитов принадлежит неизвестно кому, не имеет маркировки, а кроме того, отмечены нарушения антимонопольного законодательства.

В Киеве, несмотря на ряд недостатков, ситуация почти образцовая. По словам руководителя "Киеврекламы" Виктора Кунца, сейчас проводятся работы по углублению фундаментов блоков, а скоро будет массово меняться дизайн внешней рекламы. Прерогатива будет отдаваться щитам, "украшающим" улицы и город -- красивого дизайна, со всевозможными подсветками. В качестве примера назвали "телевизоры" со сменным изображением возле метро "Крещатик".

Чтобы многочисленная реклама, общая площадь которой исчисляется тысячами метров, не уродовала город, куда более смелые предложения высказал советник мэра Киева, бывший куратор по вопросам образования Анатолий Тымчик. Он предложил на Подоле, в центре, на бульваре Шевченко и по Набережной запретить все наземные рекламные конструкции, оставив рекламу только на стенах зданий. Правда, рекламщики говорят, что она дороже наземной в полтора раза (расценки на аренду наземных "биг-бордов" колеблются от 250 до 450 долларов в месяц).

Несмотря на то, что проезд по городу уже напоминает "слайд-шоу" с кодирующей сменой картинок табака и алкоголя (26%), услуг связи (8%), строительства и ремонта (4,5%), напитков (4,2%) и финансовых компаний (3,5%), чиновники считают, что этого недостаточно. Звучит призыв "Догнать и обогнать Москву!" Надо же, там 37 тысяч наземных рекламных конструкций, а в Киеве -- всего 4 тысячи, причем большая их часть находится в Печерском и Шевченковском районах. "Наружка" приносит в бюджет немалые средства -- по прогнозу руководителя "Киеврекламы", казна столицы в 2004 году пополнится за счет "биг-бордов" на 17,5 млн грн.

К сожалению, у нас очень мало социальной рекламы. Тут нечего вспомнить, кроме "Я досягну успіху без куріння", коммерческой по сути рекламы презервативов, "Заплатил налоги -- спи спокойно", "Мені холодно -- сплатіть за газ" и праздничных поздравлений "отцов нации". Дело в том, что социальная тематика считается одной из самих сложных в рекламе. Хороших идей мало, потому что здесь трудно нащупать грань между идеей, заставляющей человека одуматься, и “страшилкой”.

Предполагалось, что на три дня, с 3 по 5 июля, все 570 биг-бордов, установленных по трассе олимпийского огня, будут заклеены исключительно сюжетами спонсоров Олимпиады. "Это антиконкурентные действия, потому был поднят вопрос на уровне городских властей, -- рассказал "Сегодня" Артем Биденко, исполнительный директор Ассоциации наружной рекламы Украины. -- Состоялось заседание с представителями Олимпийского комитета, на котором достигнут компромисс. Операторы наружной рекламы предложили "раскинуть" постеры с олимпийскими сюжетами по всему городу, а не только по трассе эстафеты. Причем на тех щитах, которые они сами предоставят. Власти согласились".

Справка "Сегодня". По данным Всеукраинской рекламной коалиции, рынок рекламной продукции Украины в 2003 году оценивался в 420 млн долл. Больше всего (50%) занимает рынок телевизионной рекламы ($90 млн -- общенациональные каналы и 35 -- региональные). Реклама в печатных СМИ занимает 23% (по $30 млн на газеты и журналы), наружная реклама -- 23%, радио -- 3,5% и полпроцента -- Интернет.

Для сравнения: чтобы завоевать клиента, на каждого россиянина тратится в год по 18,2 доллара, а у нас -- всего 5,2. Прогнозируется, что в 2004 году отечественный рынок рекламы достигнет отметки в 530 млн долларов.