Выпуск газеты Сегодня №139 (1783) за 24.06.2004
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДВУХ МОСТОВ ЧЕРЕЗ ДНЕПР ПОД УГРОЗОЙ СРЫВА
Все началось четыре года назад, когда некая фирма начала скупать акции АОЗТ "Киевсоюздорпроект". Узнав об этом, руководство предприятия тоже объявило скупку акций. В результате у них оказался контрольный пакет -- 52 %, тогда как у "пришельцев" -- 38 %. Впоследствии те перепродали акции другой стороне назовем ее "Г". И тут, как говорится, понеслось. На институт обрушились налоговые и прокурорские проверки, завязалась судебная тяжба, в результате которой был избран новый управленческий аппарат института, а проектировщики оказались, что называется, на грани срыва. Как нервного, так и делового. С одной стороны поджимают сроки строительства мостов, с другой -- все то, о чем говорилось выше.
Справка "Киевсоюздорпроект" -- один из трех ведущих институтов СНГ по проектированию больших и внеклассных городских и автодорожных мостов. Созданный в 1930 году, вскоре стал наибольшим филиалом "Союздорпроекта" (Москва). В начале 90-х перешел под юрисдикцию Госстроя Украины, а в 1995 стал акционерным обществом закрытого типа. В работе института находятся три моста через Днепр: Подольский и автомобильно-железнодорожный в Киеве и Городской в Запорожье. В проекте -- контракты по мостам через Днепр в Кременчуге и через Южный Буг в Николаеве.
Представитель фирмы "Г", пожелавший остаться инкогнито, в свою очередь, утверждает, что факты неких махинаций имеют место. Потому и возникла необходимость проверок. А чтобы в будущем поддерживать порядок, фирма задалась целью получить контрольный пакет акций. При этом источник информации заверил, что новые владельцы ни коим образом не будут вмешиваться в работу института или кого-то увольнять. Поэтому все разговоры о притеснениях назвал параноей. Но высказал опасения, дескать, некоторые сотрудники попытаются саботировать подготовку проектов...
Словом, в институте кризис, который может негативно отразится не только на его репутации. Впрочем, ответственные за продвижение проектов названных мостов лица уверяют, что пока работа кипит. Другое дело, в какой обстановке это происходит. Даже если не принимать во внимание внутренние склоки, проектировщикам, без преувеличения, приходится совершать подвиг.
Как рассказал Георгий Фукс, главный инженер проектов института, сложность заключается в том, что долгое время в Украине ничего подобного не строилось. Соответственно, квалификация несколько "потерялась". А тут вдруг сразу два проекта и в таких форсированных темпах. По хорошему счету, только на подготовку проекта Подольского моста надо года три. На деле же приходится проектировать вдогонку строительству: чертежи с пылу-жару попадают напрямую к прорабу. Причем вся документация должна быть качественной -- просчеты в таком деле недопустимы.
Не легче обстоит дело и с автомобильно-железнодорожным мостом. Только на проект надо бы 1--1,5 года, а времени отведено всего 2 года. Со строительством. (Кстати, всего над мостом ежедневно будут трудиться 18 тыс. человек.) Если на то пошло, как, вообще, можно готовить какие-то планы, если еще не решен вопрос с территорией, точнее отселением юридических и физических лиц? Как бы потом не пришлось в авральном порядке переделывать проект.
А вот что касается проекта Подольского моста, то ему существенное переделывание, похоже, не грозит. По словам Георгия Борисовича, заказчик ищет альтернативу прохождению магистрали через Русановские сады. Но объективно -- таковой нет. "Если автомобиль может свернуть под прямым углом на светофоре, то поезд метро нет", -- объяснил инженер. Так что, хочешь не хочешь, а обитателям двух садовых линий таки придется переселиться.
Кроме того, в будущем придется решать вопрос с отселением жилых домов и заводов с Подола: трасса начнется в районе пересечения улиц Артема и Черновола, пройдет тоннелем под горой Татарки, возле ст. м. "Тараса Шевченко", затем вдоль Набережно-Луговой и т.д. Сейчас проектирование подхода к мосту ведется "по живому". Короче, проблем не оберешься. Не случайно строительство начали именно с Труханова острова, где их меньше всего.
Кстати, к сюрпризам мостового перехода, описанным в нашей газете ранее, Георгий Фукс добавил еще парочку. Например то, что в районе вероятных станций метро (на Рыбальском п-ве, Трухановом о., в урочище Горбачиха) проектируются лифты, которые будут спускать пешеходов с моста на землю. Также решается вопрос с шумозащитой. Проектировщики предлагают установить вдоль ветки метро ограждение из бронированного стекла, чтобы, значит, и вандалы не испортили, и пассажирам вид не закрывало.
Короче, планов много. Осуществляться ли они? По просьбе сотрудников "Киевсоюздопроекта" сделан депутатский запрос на имя Генерального прокурора Украины с просьбой разобраться в ситуации. Что интересно, представители фирмы "Г" тоже возлагают на прокурора большие надежды.