1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №142 (1786) за 29.06.2004

ПОЧЕМУ УКРАИНСКИЙ САМОЛЕТ "СПОТКНУЛСЯ" В МОСКОВСКОМ ШЕРЕМЕТЬЕВО?

Два месяца назад, 27 апреля, около 11 часов по московскому времени в международном аэропорту Шереметьево произошел инцидент. Выполнявший утренний рейс VV-406 Боинг-737 украинской авиакомпании "АэроСвит" внезапно, без видимых на то причин, при разбеге сошел со взлетно-посадочной полосы. На борту лайнера находились 101 пассажир и 7 членов экипажа, которые были эвакуированы. По счастью, никто не пострадал. Некоторые благополучно улетели самолетами других авиакомпаний, а 55 человек прибыли в Борисполь в 18.45 по-киевски того же дня вместе с пассажирами вечернего рейса "АэроСвита" уже более вместительным Боингом-767.

В "Сегодня" позвонил киевский пассажир рейса VV-406. Смысл сказанного человеком, назвавшимся Владимиром Сергеевичем, свелся не столько к ЧП ("Что такое сорванные планы и испорченное настроение по сравнению с катастрофой, которая могла повлечь многочисленные жертвы!"), сколько к "преступному", как он выразился, замалчиванию происшествия в средствах массовой информации.

-- Газеты, радио, телевидение словно сговорились, воды в рот набрав, -- негодовал пассажир. -- Или боитесь правду рассказать, горазды писать только, когда самолеты разбиваются?

Не боимся. И начнем с того, что никакого сговора нет. Но отсутствуют и официальные выводы МАК (Межгосударственного авиационного комитета), чьи специалисты проводят расследование. Созданная 27 апреля комиссия, которая привлекла к работе представителей Укравиатранса, "АэроСвита", компании-изготовителя "Боинг", работу еще не завершила. Нет и окончательных выводов экспертов. Поэтому мы вместе с пассажирами вправе выдвигать лишь собственные предположения о том, что случилось в тот злополучный вторник.

По одной из версий, в процессе разбега произошел отказ рулей. Не такой уж частый, как свидетельствует практика эксплуатации западной техники, но все же сбой. К нему могли привести халатность при подготовке воздушного судна к полету, недостаточная квалификация обслуживающего персонала аэропорта Шереметьево. Маловероятно, однако в авиации и не такое бывает.

Версию номер два рассматривают в контексте происков недобросовестных конкурентов, якобы пытающихся вытеснить "АэроСвит" с российского рынка воздушных пассажирских перевозок. Косвенным доказательством таких коварных намерений называют и санкции северных соседей относительно взимания непомерных сумм за пролет Боинга-767 украинской авиакомпании над территорией РФ по пути в Китай, из-за чего пассажиры вынуждены лететь кружным путем на полтора часа дольше, а "аэросвитовцы" -- тратить лишний авиакеросин. Как это связать с "подвернувшим" переднюю "ногу" в Шереметьево лайнером, сказать сложно, но мы лишь повторим то, о чем говорят в кругах пилотов.

Несогласованность действий экипажа называют третьей и, на взгляд консультировавших нас экспертов по проблемам безопасности, наиболее вероятной версией инцидента. Работа обоих двигателей не была выведена на одинаковый режим, из-за чего самолет "повело" влево. Машина покинула пределы ВПП, въехала передней стойкой шасси в сливную дорожку вдоль полосы ("АэроСвит" деликатно называет ее полосой безопасности) и, образно говоря, перекособочась, двигалась таким образом около 30 метров, пока та самая стойка не вышла из строя. При этом значительные повреждения получили передняя часть фюзеляжа и двигатели, расположенные у Боинга-737 под крыльями довольно низко к земле...

"АэроСвит" опровергает слухи о том, что самолет не подлежит восстановлению. В компании рассчитывают ввести его в строй до завершения летнего периода IATA, а то и раньше -- к концу августа. В середине июня оба двигателя из Москвы отправили в ремонт на сертифицированное фирмой-изготовителем "CFM Internatiоnal" предприятие (предположительно в Израиль). Там они подверглись разборке, проходят экспертизу, тестирование. "АэроСвит" сообщил "Сегодня", что лопатки всех ступеней, кроме первой, находятся в пределах нормы.

Одновременно ведутся работы по замене некоторых элементов фюзеляжа в соответствии с результатами дефектации самолета, осуществленной в мае экспертами компании "Боинг". Американские специалисты констатировали: стойка шасси как таковая не ломалась -- был поврежден узел крепления ее к фюзеляжу. "Боинг" заканчивает изготовление новых узлов и деталей, которые предполагается доставить в Москву в ближайшее время.

Говорить о вине членов экипажа на данном этапе, справедливо полагают в "АэроСвите", преждевременно. Согласно существующей практике, до подписания акта расследования, собранные комиссией материалы не разглашаются, стороны не делают никаких заявлений. Летчики, как это принято в подобных ситуациях, на период расследования от полетов отстранены. В данное время командир воздушного судна и второй пилот находятся в отпусках.

Экипаж, разъясняет далее "АэроСвит", эвакуировал пассажиров в строгом соответствии с инструкцией. Она предусматривает использование в подобных ситуациях аварийных трапов. Какое-либо внештатное оборудование при этом не использовалось. В целом эвакуация прошла четко и быстро. Авиакомпания выразила благодарность персоналу Шереметьево за оперативно организованную транспортировку самолета в ангар, необходимые для его хранения и работы экспертов условия.

По данным информированных источников, причиненный аэропорту и авиакомпании ущерб составляет 6 млн. долларов США. Комментируя для "Сегодня" эту цифру, руководство "АэроСвита" сообщило, что об убытках Шереметьево ему ничего не известно, во всяком случае, авиакомпании московский аэропорт их "не декларировал". Объективные данные будут получены, опять-таки, по окончании расследования.

Как считает группа работавших на месте происшествия экспертов страховогорынка "Ллойд", возможный ущерб не превысит $ 10 млн. Страховщик воздушного судна -- украинская компания "Кредо-Классик", перестраховочный брокер (распределяющий риски на страховом рынке) -- британская фирма "Марш". Выплаты уже пошли: "АэроСвит" получил первый транш, направляемый на ремонт поврежденных деталей и узлов фюзеляжа самолета.

Звонивший в редакцию Владимир Сергеевич упомянул и трагикомический эпизод, связанный с рейсом VV-406. В качестве компенсации за причиненный моральный ущерб "АэроСвит" из самых добрых побуждений позволил всем, а не только пассажирам бизнес-класса, до отправки в Киев воспользоваться услугами VIP-зала. На радостях, что все обошлось легким испугом, кто-то не упустил шанс изрядно принять на грудь и даже подраться, за что был задержан сотрудниками линейной милиции, пробыв в отделении вплоть до вылета вечернего самолета.

В авиакомпании факт подтвердили, назвали его "локальным" и подчеркнули: "...Было бы ошибкой увязывать отсутствие у некоторых людей культуры потребления алкогольных напитков с последствиями конкретного события самолетом компании".

На уточняющий вопрос "Сегодня" о мерах, предпринятых "АэроСвитом" для недопущения аналогичных происшествий, ответил старший заместитель генерального директора авиакомпании Владимир Горбановский:

-- Нами проведен тщательный разбор. С использованием средств объективного контроля организована внеочередная проверка работы двигателей всех имеющихся в парке "АэроСвита" воздушных судов. Разработана и введена специальная программа тренажерной подготовки для отработки действий экипажа в аналогичных ситуациях.

Cтоит еще дождаться и заключения официальной комиссии МАК. Ведь ежедневно в мировом воздушном пространстве происходят единичные, а на земле -- десятки инцидентов. Задача создаваемых для расследования происшествий комиссий и самих авиакомпаний -- не ограничиваться локальными мерами и оргвыводами по итогам отдельных эпизодов, а системно работать над их недопущением, предотвращением любых событий, потенциально способных повлиять на безопасность полетов.

В этом смысле весьма показателен случай, имевший место в районе Борисполя в начале этого года с самолетами того же "АэроСвита". Ситуацию, кстати, не получившую широкой огласки в прессе, по просьбе "Сегодня" тоже прокомментировали в авиакомпании.

-- Суть происшествия в том, что по сигналу системы предупреждения столкновений ТСАS, которыми оборудованы все воздушные суда "АэроСвита", экипаж Боинга-737 на значительном (около 40 км) расстоянии обнаружил находящийся на встречном курсе и приблизительно одинаковой высоте Боинг-767, -- говорит Владимир Горбановский. -- В соответствии с действующей процедурой самолеты разошлись на безопасном расстоянии. Преимуществом системы ТСАS, которой оснащены Боинги, как раз и является предотвращение опасного сближения воздушных судов. Кроме нас, такую технику в Украине имеют лишь две компании, оперирующие современными лайнерами западного производства. Окажись в такой ситуации самолеты советского производства, их экипажам пришлось бы очень трудно. Поэтому вполне закономерно, что данное происшествие тщательно изучается инспекцией Укравиатранса для разработки мероприятий, позволяющих предотвратить сближение самолетов в принципе. Ведь структура воздушного пространства очень плотно насыщена полетными эшелонами, расстояние между летящими самолетами по высоте может составлять до 150 м. Счет идет на секунды, доли секунд, и, очевидно, установка ТСАS на все типы самолетов, летающих в Украине, тоже была бы далеко не лишней.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Президент компании "Боинг" по России и СНГ, доктор технических наук Сергей Кравченко:

-- Я был в Шереметьево и видел самолет "АэроСвита" после аварии... Мы очень серьезно работаем с авиакомпанией, чтобы неприятность, которая, слава Богу, не привела к человеческим жертвам, как можно быстрее закончилась. Проблема поправляемая. Приложим все усилия, чтобы 737-й вернулся в строй, принося большую пользу пассажирам и компании. В какую сумму эти усилия обойдутся, вам лучше спросить в "АэроСвите". Мы таких комментариев не даем... А авиакомпании у вас очень хорошие. И вообще гражданская авиация хорошая...


КАК ЧАСТО ЭТО БЫВАЕТ

Выкатка за пределы взлетно-посадочной полосы -- не столь уж редкое событие. В России за последнее время ЧП постигали, в основном, самолеты Ту-154: в Нижнем Новгороде (при вынужденной посадке), Краснодаре (на взлете отказал двигатель), Иркутске (неэффективное торможение "в условиях ограниченной длины полосы"). Выполнявший рейс из Читы Ан-24 выкатился в Иркутске с рулежки и застрял в снежном сугробе. Везде обошлось без пострадавших. А вот в Эквадоре экипаж Ту-154М авиакомпании "Кубана" дважды пытался взлететь, с третьего раза это ему почти удалось, но самолет свалился, ушел с ВПП, врезался в автомагазин и остановился на футбольном поле. Погибло 69 человек из находившихся на борту 90 и еще шестеро на земле. Причина -- отказ двигателя.