1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №144 (1788) за 01.07.2004

НЕФТЕТРЕЙДЕРЫ СНОВА ХОТЯТ ПОДНЯТЬ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН

Едва мы пришли в себя от шока после майского подорожания горючего, как нефтетрейдеры заговорили о неизбежности нового повышения цен. Мол, стоимость сырья, которое будут получать в июле украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), увеличится, а мы и так работаем едва ли не себе в убыток.

До конца этой недели представители Кабмина и нефтекомпаний намерены обсудить вопрос формирования розничных цен на горючее в связи с повышением стоимости российской нефти. Очевидно, переговоры будут нелегкими, по крайней мере, нефтетрейдеры уже предъявили главный козырь, сообщив, что энергоноситель, который будет поступать в Украину в июле, подорожает на $10--30 за тонну -- до $240--250. Правительство покамест не обнародовало весь арсенал контраргументов, однако дало понять, что резкого подорожания не допустит и потребует обоснованных расчетов себестоимости горючего.

Напомним, что 4 июня правительство и руководители крупнейших компаний-нефтетрейдеров подписали меморандум о мерах по стабилизации ситуации на рынке горючего. В частности, договорились, что розничная цена самого ходового бензина А-95 будет снижена 3,3 до 2,9 грн. за литр. Как сообщил корреспонденту "Сегодня" замначальника Госинспекции по контролю за ценами Олег Чудный, на конец июня средняя по Украине цена А-95 действительно установилась на уровне 2,9 грн. До 3 грн./л она доходит только у операторов, работающих с импортным (литовским) бензином, но они меморандум с правительством не подписывали и к тому же занимают небольшую долю рынка.

Однако нефтетрейдеры сдаваться не собираются. Сразу после заключения с правительством "пакта о ненападении" они поспешили заявить, что на другие марки горючего нет возможности снизить цены и потребителям придется к ним привыкнуть. А уже через неделю после подписания меморандума начали готовить почву для нового этапа подорожания. В частности, тогдашний гендиректор Торгового дома "ТНК-Украина", а ныне -- президент новосозданной компании "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий заявил о неизбежности дальнейшего удорожания российской нефти, используемой украинскими НПЗ (а значит -- и произведенного из нее горючего). Он прогнозирует, что на ближайшие три-пять лет в мире установился новый уровень цен на нефть -- $35--40 за баррель. А поскольку сегодня российские нефтедобытчики на продажах в Средиземноморский регион выручают на $30--80 за тонну больше, чем на поставках в Украину, они либо повысят для нас цены, либо сократят поставки. "Россия начинает подтягиваться к мировым ценам, а украинский рынок коррелируется с российским", -- резюмировал А. Городецкий.

МНЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Первый вице-премьер Николай Азаров: "Мы зафиксировали в меморандуме цену на нефть в $225 за тонну. За время, прошедшее с момента подписания меморандума, цена нефти на мировых рынках снизилась с $40 до $35 за баррель. По нашим понятиям, за этот промежуток времени не должна была подорожать и российская нефть. Нефтяные компании заявили, что цена на российскую нефть поднялась до $245. Я попросил, чтобы коллеги из российского правительства дали мне подробный обзор по этой проблематике и на следующей неделе этот обзор поступит. Мы хотим, изучив эту ситуацию, высказать свои аргументы руководителям нефтекомпаний и послушать их аргументы. И я думаю, мы будем согласовывать свои позиции".

Некоторые другие доводы нефтетрейдеры также озвучили. Они принялись жаловаться на снижение прибыльности этого бизнеса из-за сдерживания роста цен на горючее. Руководители нефтекомпаний утверждают, что с начала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2003-го рентабельность на НПЗ не просто значительно уменьшилась, а фактически стала нулевой. По словам Павла Овчаренко, председателя правления ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ), в первом полугодии 2003-го рентабельность работы предприятия составляла 12%, а за аналогичный период этого года она снизилась до 1,7%. А Петр Мирошников, президент нефтекомпании "Альянс-Украина", управляющей ОАО "Херсоннефтепереработка", сообщил, что прибыльность на заводе на тонне горючего на $10--15 меньше, чем у более технически совершенной "Укртатнафты". Владимир Томин, исполнительный директор ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина", сказал, что с начала года на Одесском НПЗ ожидается нулевая рентабельность.

Однако есть и другие причины для повышения цен на "горючку". Так, В. Томин признал, что на стоимость нефтепродуктов будет влиять реконструкция НПЗ, опять таки, проводимая за счет роста цен на горючее. Дескать, нынешние ГОСТы не соответствуют техническим параметрам автомобилей, парк которых сейчас активно пополняется новыми иномарками. Выходит, техническое усовершенствование заводов должны оплатить не их собственники, а украинские водители. А П. Овчаренко уверен, что в стране есть большой "запас прочности" для повышения цен на нефтепродукты: дескать, экономика развивается, неизбежен рост зарплат, а значит, граждане могут больше платить за бензин. Если следовать этой логике, зарплаты должны были увеличиться с начала года минимум на треть, тогда как в действительности -- на порядок меньше...

По мнению исполнительного директора консалтинговой компании UPECO Сергея Куюна, одной из главных предпосылок подорожания нефтепродуктов станет растущий спрос на них, который в июле может превысить предложение. Как ожидается, в июле по сравнению с июнем спрос увеличится на 7%. Причины роста потребления горючего -- отпускной сезон, когда граждане больше пользуются личным автотранспортом, и начало уборочной страды.

Очевидно, именно на этой волне повышения спроса нефтетрейдеры и попытаются дополнительно "подняться". Но, вероятно, правительство учтет, что субъективное желание побольше заработать на рыночной конъюнктуре нельзя считать весомым аргументом в пользу подорожания бензина.