1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (1790) за 03.07.2004

ПВО ОТМЕЧАЕТ СВОЙ ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

Настольный календарь напоминает: завтра у воинов войск Противовоздушной обороны Украины профессиональный праздник. Нынче, образно говоря, со слезами на глазах: Вооруженные Силы страны перешли на трехвидовую структуру, ПВО объединили с ВВС, образовав единые Воздушные Cилы. Так что официально праздник отмечается в последний раз. Горька пилюля, однако пэвэошники без работы не останутся. Наш корреспондент побывал в одной из реформируемых частей, которой поручено обеспечивать безопасность воздушного пространства над столицей Украины.

АВИАКРЫЛО

История части берет начало в 1940-м. Раньше она дислоцировалась в Мукачево. Потом было принято решение о переброске ее под Киев. Сегодня на вооружении стоит два типа самолетов -- многоцелевые фронтовые истребители Миг-29 (по натовской классифкации "Фалкрум-А") и учебно-тренировочные Л-39 ("Альбатрос"). Выполнение боевых задач сочетается с учебными. Основная -- прикрывать с неба Киев, а также Чернобыльскую АЭС, ряд других стратегически важных государственных объектов. Недавно к ним добавили и Хмельницкую атомную -- близлежащие авиабазы либо вконец развалились, либо не боеготовы. В случае чего дежурная пара ИАвКр, как теперь неудобоваримо в сокращенном виде называется истребительное авиакрыло, по команде поднимется в воздух и стремительно уйдет на перехват злоумышленников.

ЧТОБ ТЕРРОРИСТ И МУХОЙ НЕ ПРОЛЕТЕЛ

Офицеры, с которыми меня познакомили, добрым словом вспоминают генерал-полковника Александра Затынайко. В бытность его начальником Генерального штаба ВСУ встал вопрос о полном расформировании части -- на ее немаленькой территории предполагалось разместить... комендатуру. Александр Иванович приехал, выслушал личный состав, вник в специфику и понял: нельзя так бездарно распоряжаться ни материальными, ни людскими ресурсами, отстояв авиакрыло.

Главными, решающими аргументами, видимо, стали соображения борьбы с воздушным терроризмом. Никто не мог, да и не может сегодня гарантировать, что нигде и никогда не повторится "11 сентября". Пока Бог миловал, но кто знает, что кому-то взбредет в голову. Террорюг, да просто людей с нездоровой психикой разве сосчитаешь?

-- Реально, конечно, поднять и пару Су-27, стоящих на авиабазе в Миргороде, -- рассказал "Сегодня" летчик 1 класса, заместитель командира части по летной подготовке -- командир авиагруппы полковник Игорь Черепенько. -- Самолеты хорошие, без дозаправки длинные расстояния преодолеют. Одна беда -- так называемое подлетное время у них гораздо больше, чем у Миг-29. Потому наши "мигари" в постоянной готовности. А мы прошли соответствующий курс теоретической подготовки.

Был случай

В печально известных учениях в Крыму в октябре 2001 года летчики этой части тоже принимали участие. Пассажирский Ту-154 авиакомпании "Сибирь" не сбивали, а вот цель "Рейс", аналог американской крылатой ракеты, поразили с такой точностью, что даже присутствовавший при этом Главком ВВС России Корнуков не сдержал восхищения: дважды попасть в переднюю полусферу мишени -- не поле перейти.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Особо важные объекты Украины на полетных картах обведены красными кругами -- запретная зона. Ни одному воздушному судну не разрешается входить в эти сектора, и все трассы проложены таким образом, чтобы угол к ним не составлял 90 градусов. То есть, даже если непреднамеренно самолет собьется с курса, с земли ему вовремя подскажут, куда двигаться дальше, и он пройдет "запретку" стороной лишь по касательной.

А если умышленно? Предположим, кто-то все же угонит пассажирский самолет, как это было в Нью-Йорке, направив его на самое высокое в Киеве здание -- что делать?

Как правило, террористы объявляют о своих злонамерениях не сразу, а уже при приближении к объекту, который их интересует. На языке военных это называется "Рубеж определения совершения теракта". Когда становится понятной тактика коварных действий, в готовность номер один приводятся перехватчики, с командного пункта поступает приказ: "Воздух!" и экипажи взмывают в небо.

-- Обнаружив цель визуально, летчик определяет ее принадлежность, курс, то есть в считанные секунды выясняет ситуацию, степень угрозы, докладывает об увиденном руководителю полетов, -- продолжает Игорь Викторович. -- Все зависит от конкретных условий, но без команды с земли активные действия не предпринимаются...

Обычно воздушное судно-нарушителя принуждают изменить курс. Не подчиняется, продолжая двигаться к объекту -- перехватчики заходят для атаки и поперек дают предупредительную очередь трассирующими, бронебойными, фугасными очередями. Коль и после этого не отворачивает, поступает приказ на уничтожение, и пусть пеняет на себя.

-- Летчик -- крайняя инстанция, всего лишь исполнитель, но от его умения мгновенно ориентироваться и объективно оценивать складывающуюся обстановку зависит очень многое, -- заключает полковник.

Был случай

Несколько лет назад воздушное пространство Украины под Одессой нарушил румынский Ан-2. Можно представить разницу между тихоходным "кукурузником" и поднятым на перехват истребителем подполковника Захарчука... Бравый офицер не только принудил нарушителя к посадке, но и "держал его в вираже", не давая взлететь с поля, куда тот сел, пока не подъехали пограничники. Выяснилось, пилот вез контрабанду.

"ДОНОР" -- ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ПОДУМАЛИ

Истребитель -- машина тонкая, деликатная, умная. У каждой свой норов, особенности характера, сильные и слабые стороны. Пилоты их очеловечивают, ну, как те же автомобилисты. Одной управляешь легким движением руки, другая капризничает, сбоит. Чтобы в воздухе не произошло никаких вводных, крылатая техника должна быть досконально проверена на земле.

Перед приездом в часть услышал о самолетах-"донорах". Это еще что за ноу-хау? Оказалось, самой острой проблемой в ИАвКре на сегодняшний день является... аккумуляторная. Исправных агрегатов не хватает, вот и приходится переставлять их с одного самолета на другой. Отлетает пара дежурство -- передают новой, и так уже давно.

-- На самолет устанавливается четыре аккумулятора, -- вводит в курс дела главный инженер Управления авиации войск полковник Сергей Лазарев. -- Те, что произовдят в Луганке, стоят 33 тысячи гривен пара. В ВВС их считают лучше киевских, которые прошли испытания, а в реальных условиях еще не применялись. Но денег-то на приобретение что тех, что этих все равно нет, и изголяемся как можем.

Это точно: голь на выдумки хитра. Старая техника не ремонтируется (опять же, средств маловато для этого), новая не закупается. Года два, как перегнали отремонтированный во Львове Миг-29, но за работу никак не рассчитаются, львовяне через суд долги требуют.И получается, что поддержание технического состояния авиации осуществляется, в основном, за счет продления ресурса.

-- Раньше, при Союзе, он для "29-го" составлял восемь лет, -- не раскрывает военных секретов Сергей Александрович. -- Сейчас вдвое больше. Да, самолеты летают значительно меньше, до 20 часов в год, но и отказы проявляются, и основные узлы требуют замены...

Иной раз журналисты спрашивают: "А наша боевая авиация всепогодная?" Ответ прост: "Всепогодные у нас летчики, всепогодной авиации не бывает".

Когда гремит гроза, даже самый совершенный истребитель пятого поколения в небо не взлетит -- опасно. Но все зависит от уровня подготовки пилота. Те, которые служат в ИАвКре, не раз взмывали в небо при минимуме метеоусловий. А если три месяца на земле, то необходимо начинать заново, и опять же, с теории. Затем -- полеты.

Был случай

В позапрошлом году на одном из истребителей в воздухе пропало электропитание. Летчикам пришлось сажать самолет полностью обесточенным -- приборы отключились, выручили опыт, умелое взаимодействие с руководителем полетов. Все завершилось благополучно. Командиру за мужество вручили в подарок телевизор... Прошлой весной на другой машине в ночных полетах отказала курсовертикаль -- прибор, показывающий местоположение самолета в воздушном пространстве. И запасной тоже не сработал. Двойной отказ! Летчик Игорь Лобода проявил хладнокровие, РП тоже не оплошал. Оба случая вошли в историю, по ним учат молодых.

ИМЕНИ ЛЕОНИДА БЫКОВА

К армейским политработникам лично у меня всегда было двойственное отношение. Вроде бы нужная профессия, но как послушаешь иного "политраба" -- тоска зеленая, никакого снотворного не надо.

Подполковник Олег Гаврилко явно не из их числа. Молод, 32 года, должность -- замкомандира части по воспитательной работе. Энергичен, подвижен, на одном месте не сидит. Помимо сугубо воспитательных функций на земле, еще и летает: освоил оба типа самолетов, влюблен в небо как мальчишка. И о людях очень тепло отзывается, знает всех наперечет. Побольше бы нам таких "политрабочих".

Любимый фильм Олега Ивановича, и не только его, -- "В бой идут одни старики". Собирает статьи, фотографии, портреты. Когда в Украине отмечали юбилей Леонида Быкова, по инициативе актера Леонида Талашко одному из Миг-29 присвоили имя "Маэстро". Офицер показал и мне эту красивую машину с бортовым номером 70:

-- Увековечили память выдающегося артиста приказом по ПВО. Сейчас этот трудяга, пожалуй, больше всех и летает. За штурвал садятся разные летчики, а на земле постоянно обслуживает опытный техник капитан Юрий Сабодаш...

Был случай

15 лет назад тогдашний командующий войсками ПВО генерал Михаил Лопатин рассказывал мне, что средства обнаружения фиксировали в воздушном пространстве Украины.. НЛО. Сейчас, как выясняется, они тоже не редкость. Месяца два назад такой объект засекли в районе Чернобыля. Подняли истребитель, но летчик, как ни всматривался, ничего не увидел. Списали на метеобразования. Еще за НЛО принимают стаи птиц.

И НИКАКИХ СЪЕМОК ДО ТОГО

В противоположность своим коллегам из ВВС, которые давно уже летают и за пределы Украины, участвуя в различных авиашоу, показательных выступлениях, летчики ПВО -- люди невыездные. Допуски, секреты... Может, теперь, когда образованы Воздушные силы, станут выпускать -- мир посмотреть и себя показать. Умеют ведь многое.

И ничто человеческое им не чуждо. Они суеверны, свято чтут неписаные, переходящие из поколения в поколение правила, традиции. Здесь избегают числа "13" -- и в позывных, и в бортовых номерах. Третий тост в кругу друзей всегда поднимается не за женщин, а за тех, кого уж нет. За любовь -- это потом. Не принято фотографироваться до полета. После -- сколько-угодно. Уважают баньку, хороший пар, березовые венички. Дурным тоном считают справить малую нужду перед самолетом. Не употребляется слово "последний", только "крайний".

Вот завтрашнему празднику ПВО суждено-таки стать последним. От этого немного грустно. Но в авиакрыле печалиться особо некогда. Да и незачем. Возле капониров застыла пара "мигарей", подле колдуют техники -- дежурство ведется круглосуточно, и это значит, служба продолжается.

Был случай

Материал готовился к печати, когда стало известно: в воздушное пространство Украины над Черным морем вторгся турецкий топливозаправщик. В небо моментально подняли дежурный истребитель-перехватчик из Бельбека, однако нарушитель к тому времени спешно покинул запретную зону и ушел назад, в Турцию. Что это было -- проверка нашей боеготовности?