1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №150 (1794) за 08.07.2004

МОБИЛКА: ДОРОГАЯ "БЕЛАЯ" ИЛИ ДЕШЕВАЯ "СЕРАЯ"

Купить мобильный телефон — не проблема. Но как при этом не переплатить, не приобрести "серый" или краденый аппарат?

Последнего избежать просто: не рекомендуем связываться с, как их называет милиция, "неустановленными лицами", торгующими с рук бэушной техникой где-нибудь у радиорынка. И вообще, неновый телефон, особенно дорогой модели — это "кот в мешке". Сломается — предъявлять претензии некому, а ремонт может оказаться сопоставим с покупкой нового. Поэтому поговорим о том, на что следует обратить внимание при покупке изделия, которым до вас никто не пользовался.

Лучше всего обратиться в фирменный магазин одного из операторов сотовой связи. Можно, конечно, и в торговую точку дилера. Но цены у них, как правило, практически одинаковы, а гарантийное обслуживание у оператора на порядок выше. Не стоит связываться с покупкой мобилки по объявлениям и через Интернет, несмотря на то, что цены там существенно ниже, чем в двух предыдущих случаях. Скидки объясняются тем, что это так называемые "серые" аппараты, ввезенные нелегально. Как правило, они по просьбе того или иного оператора связи "прошиты" (запрограммированы) изготовителями только для работы в их сети и за границей выдаются бесплатно при заключении договоров на корпоративное обслуживание. Разблокировка путем снятия кода, а то и изменения в программном обеспечении, стоит $5 и выше и не гарантирует стабильной работы трубки.

КАК ОТЛИЧИТЬ ОПЕРАТОРСКИЙ ТЕЛЕФОН ОТ УНИВЕРСАЛЬНОГО

У операторского:
— имеется логотип провайдера мобильной связи на корпусе;
— упаковка невзрачная;
— нет инструкции на русском или украинском языке, либо она размножена кустарным способом;
— часто отсутствует код IMEI (международного идентификатора мобильного оборудования).

Код IMEI — число из 15 цифр, которое нанесено под аккумулятором на аппарате. Он служит для определения телефона в GSM-сети и является уникальным. Первые шесть цифр — код типового образца модели, следующие две — код изготовителя, еще шесть — серийный номер, последняя — запасной идентификатор, практически всегда 0. При перепрограммировании "серых" телефонов код IMEI устанавливают произвольно, то есть, не исключено совпадение с уже существующим кодом. А значит, одновременно эти два телефона в одной сети работать не будут. К тому же, их не обслуживают в сервисных центрах изготовителя.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ

— цену и условия покупки (с подключением или без);
— правила и условия эксплуатации трубки (к примеру обычные аппараты мало приспособлены для полевых условий, необходимо специсполнение);
— срок службы товара и сведения о том, как поступить, когда он истечет (некоторые компании продают новые модели со скидкой в обмен на изношенные);
— гарантийные обязательства изготовителя и продавца;
— адрес, по которому следует обращаться, если у покупателя возникнут претензии к качеству телефона.

Если срок гарантии не установлен, то по Закону Украины "О защите прав потребителей", ст. 13, п. 4, он равен 6 месяцев, начиная с дня продажи товара. Проследите, чтобы при оформлении техпаспорта в нем были проставлены дата продажи, подпись продавца и штамп (печать) магазина. Обязательно требуйте и сохраняйте чек на покупку!

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ МОБИЛКА "УМЕРЛА"

Если телефон на гарантии, вы, согласно п. 1 ст. 14 Закона "О защите прав потребителей", имеете право на бесплатный ремонт или возмещения соответствующих расходов со стороны продавца, производителя или гарантийной мастерской; срок — 14 дней или по договоренности. В первом случае за каждый день просрочки потребителю обязаны выплатить неустойку в 1% от стоимости товара. Можете потребовать замены на аналогичный товар надлежащего качества и, если его цена выросла, доплачивать не нужно, а если уменьшилась — вам обязаны выплатить разницу. По требованию вам также обязаны заменить мобилку на телефон другой модели с соответствующим перерасчетом цен на данный момент или вернуть деньги в полном объеме.

Возможен вариант, что продавец попросит вас оставить телефон для проверки его качества и правильности эксплуатации. Это законно, однако следует учесть два момента. Во-первых, взамен вам должны выдать документ о том, что, когда, кем и с какой целью у вас было принято. Очевидно, что подпись принявшего и штамп торговой точки обязательны. Во-вторых, требуйте личного присутствия при экспертизе, иначе есть риск получить заключение, что "аппарат неправильно эксплуатировали", оспорить которое будет непросто. Если через 14 дней вы не получите исправный аппарат, смело обращайтесь в управление (отдел) по делам защиты прав потребителей или в суд по месту жительства. Помните, что, согласно ст. 24 упомянутого закона, госпошлину в этом случае платить не надо.