1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (1795) за 09.07.2004

БЕССМЫСЛЕННО, АПОЛИТИЧНО, НЕ ПРЕСТУПНО

В прежние времена толпы были серыми, неорганизованными и безликими. Толпа XXI века совершенно иная. Она отнюдь не безликая, да и неорганизованной ее никак не назовешь. И название у нее уже совсем другое. Толпа XXI века — это флэшмоб. Весело и бессмысленно — в этих двух словах вся идеология флэшмоберов.

Первую попытку организовать нечто вроде флэшмоба предпринял еще в 1960-х годах французский радиоведущий Жан Шеферд. Он предложил своим слушателям собраться в определенное время в определенном месте — у сгоревшего здания. Естественно, что скопление народа сразу привлекло внимание полиции, однако ни один участник тогда так и не объяснил толком стражам порядка, из-за чего собрался народ.

"Отцом" такого моберства считается эксцентричный американец Ховард Рейнгольд, известный футуролог и философ-популяризатор левого толка, автор многочисленных интернет-проектов и на досуге плодовитый художник-любитель. В октябре 2002 г. вышел в свет его труд "Умная толпа: следующая социальная революция" — и сразу получил живой отклик на бесчисленных интернет-форумах и в серьезной американской прессе. Рейнгольд убежден, что социальные и политические возможности "умной" толпы практически безграничны. Вот фрагмент интервью с автором книги Говардом Рейнгольдом напечатанное в "Известиях":

— Вы не думаете, что в какой-то момент эти "толпы", собирающиеся сейчас только для развлечения, могут стать опасными? Например, если кому-то захочется собрать их для каких-то политических целей?

— А вам не кажутся опасными толпы, которые собираются на стадионах во время футбольных матчей? — парирует Говард Рейнгольд. — Помимо всего прочего огромное количество людей ежегодно страдают от войн, восстаний и несчастных случаев. Конечно, когда много незнакомых людей собираются вместе — это опасно. Но вместе с тем и весело. Если говорить более серьезно, эти люди организуют собственное развлечение вместо того, чтобы пассивно ждать, пока им кто-то что-то предложит. Что касается будущего "умных толп", я думаю, что их организаторы должны будут приложить массу усилий, чтобы сделать эти мероприятия увлекательными, но не раздражающими окружающих. Или же они отомрут, как любое другое чудачество.

— Люди, которые организуют эти толпы, ссылаются на вашу книгу и считают вас своим гуру. Вы не считаете, что несете некую ответственность за их появление и за то, что они делают?

— Я предсказываю, что, с моей точки зрения, должно произойти в будущем, — заявил Говард Рейнгольд. — В 2002 года я опубликовал книгу, базирующуюся на моих наблюдениях, в которой указал, что люди могут теперь использовать новые возможности для самоорганизации. Почему это должно делать меня ответственным за то, что люди делают в дальнейшем? 10 лет назад я написал книгу "Виртуальное сообщество" о возможностях использования киберпространства. Может быть, мне теперь попросить AOL разделить с ними гонорары? Может ли человек, который обозревает социальный феномен, нести ответственность за происходящее после того, как он предугадывает, что может произойти в будущем?"

"ЛЮБОВНЫЙ КОВРИК" ЗА 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

Для многих это новое молодежное увлечение еще в диковинку, поэтому необходим экскурс в недавнюю историю. Эпидемия началась в Нью-Йорке и развивалась стремительно. 17 июня прошлого года полторы сотни молодых людей одновременно зашли в один из магазинов Манхэттена и попросили "любовный коврик" для какой-то "пригородной коммуны" за 10 тысяч долларов. Месяц спустя в Риме 200 человек неожиданно ввалились в книжный магазин и стали дружно требовать у остолбеневших продавцов несуществующую книжку. 30 июля в Берлине около 70 человек сделали уличную зарядку — попрыгали, покружились на месте, похлопали в ладоши и разошлись. В августе в том же Берлине примерно 250 человек подошли к американскому посольству, синхронно откупорили бутылки с шампанским и в течение трех минут выпивали "За Наташу!" В Денвере толпа из 400 человек оперативно рассредоточилась по нескольким этажам здания. "Пинг!" — кричали стоявшие внизу, "Понг!" — отвечали им сверху. На городском пляже Сиднея 3 августа десятки чудаков, сняв обувь с левой ноги, ступили ногой в воду, дико смеясь и аплодируя. 7 августа в Лондоне около трех сотен собрались в мебельном салоне и в течение 10 минут разглядывали диваны. Потом стали звонить по мобильным телефонам друзьям и повторять одну и ту же дурацкую фразу: "Вау, вот это диван!" И понеслись подобные приколы по горам и весям...

Буквально сразу же докатились и до Украины. Первую акцию новоиспеченные киевские моберы запланировали провести прошлым летом у железной пальмы в "Глобусе" на Майдане Незалежности, однако информация о готовящемся мобе просочилась в прессу и на телевидение. Поэтому дальнейшая подготовка к мобу проходила в условиях строгой секретности. Участники до последнего момента не знали, что им предстоит сделать: инструкции они получили лишь за 40 минут до начала мероприятия. Посмеиваясь над напрасно ждавшими их журналистами, около 70 человек в назначенный час купили по леденцу на палочке и пошли рассматривать витрины недалеко от той самой железной пальмы. Затем все столпились у ларька и начали доставать продавцов вопросом: "Сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на семь килограммов?" Говорят, в прострацию впали не только работники ларька, но и охранники "Глобуса": последние просто не могли сообразить, что им делать в такой ситуации. Флэшмоб Днепропетровска имел гораздо меньший размах, однако также прошел довольно удачно. "Волну" флэшмоберства сразу же подхватили и другие города Украины. К примеру, первая моберская акция одесситов стала известна на весь мир. Одесские моберы одетые во все черное, возложили каждый по два цветка к подножию статуи клоуна возле "Макдональдса". Несколько минут одесситы, склонив головы, скорбно молчали, а затем разошлись. Типичная реакция прохожих на это действо была таковой: "Цветы, наверное, в память о погибшем..." — "Кто погиб?" — "Ну, наверное, организатор всех этих "Макдональдсов"...

Добрался флэшмоб и до Интернета. Сценарий зачастую один и тот же: в оговоренное время моберы заходят в чат, здороваются, несколько минут хранят загадочное молчание, затем вежливо прощаются и уходят. При достаточном количестве моберов у завсегдатаев чата возникает легкий шок.

Однажды приняв участие в мобе, человек, как правило, приходит и во второй раз, и в третий раз. И не нужно думать, что моберы — это исключительно подростки и студенты. Конечно, основную "базу" составляет молодежь до 30 лет, однако среди любителей поразвлечься в толпе можно заметить и людей постарше, даже совсем пожилых. Ведь веселиться хочется в любом возрасте, независимо от пола и соцстатуса.

Почему люди, "подхватив" "вирус" моберства, не желают от него излечиваться, даже наоборот — "заражают" других? "Признаюсь честно, в первый раз страшно было, — читаю в Интернете мысли одной юной моберши — Боялась, что-то не так сделать, по времени не успеть, рассмеяться... Сценарий был таким: 1 мая в 15.00 прийти на перекресток улиц Малышева и 8 марта. Распределиться по нему. При себе следовало иметь воздушный шар, любой величины и цвета. Ровно в три часа я появилась в обозначенном месте. Заранее купила розовый шарик в форме сердца. Гляжу, а вокруг люди уже с шарами. Вдохнула воздух и давай дуть. Но к сожалению, еще в детстве не получалось у меня это толком делать. В результате — в моих руках маленькое напоминание воздушного шарика, а вокруг уже раздаются хлопки. По сценарию, через две минуты следовало начать дружно уничтожать произведение своих легких. Для этого я специально запаслась булавкой, пристегнув ее к карману куртки. Судорожно отцепляю ее, и вонзаю в розовую резину. Тихий хлопок затерялся в общем взрыве. Десятки красных, зеленых, желтых, синих шаров исчезали на глазах у изумленных прохожих. Рваное воспоминание о шарике запихиваю в карман и медленно удаляюсь... Ощущения странные. С одной стороны — всё внутри дрожит от волнения. Кажется, будто что-то сделала не так, хотя все вроде бы прошло нормально. С другой стороны — в голове уже начала стучать радостная мысль. Я это сделала! Я смогла! А как народ пялился-то!"

СЕКРЕТ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

У флэш-моба нет официальных организаторов. Выложить свою идею на специальный сайт может кто угодно, достаточно иметь доступ к Интернету. Зато у "мгновенного столпотворения" есть враги — органы охраны порядка и журналисты. Флэшмоб — абсолютно законное мероприятие, и его нельзя отнести к несанкционированному митингу по той простой причине, что участники "безобразия" никак друг с другом не общаются и действуют максимально естественно. К ним никак нельзя придраться. Почему, скажите, человек не имеет права в августе, например, выйти на Красную площадь в валенках? И не проблема, что в городе нашлось еще полсотни желающих сделать то же самое и в это же время. Но все же в некоторых городах милиция с моберами борется, а журналисты досаждают любопытством.

Кстати, к средствам массовой информации у моберов вообще особое отношение. Считается, что флэшмоб — движение закрытое, почти что — секретное. Моберы не жалуют излишне любопытных охотников за новостями. Последние, надо признать, зачастую сами провоцируют предубежденное отношение к себе неоднозначными публикациями и репортажами, в которых политические и другие акции называют флэшмобами. Да и какому моберу понравится, если во время действа вокруг будут суетиться репортеры с камерами и диктофонами, выведывая: а что же такое происходит? Ведь по правилам участники флэшмоба должны делать вид, что ничего такого не происходит, что их поведение абсолютно нормально.

Во избежание недоразумений с журналистами, моберы стараются по возможности "шифроваться", чтобы СМИ не выведали место и время их встречи. В некоторых городах интерес к мероприятиям настолько назойлив, что инициаторы моба вынуждены рассылать SMS с указанием времени и места встречи лишь самым доверенным лицам, а те уж передают информацию дальше — «из рук в руки», по своим проверенным каналам. Впрочем, высокая секретность придает флэшмоберским акциям некий шарм, создавая иллюзию закрытого сообщества "для избранных". Хотя участником флэшмоба может стать любой: для этого достаточно зайти на сайт моберов своего города и подписаться на рассылку или просто просмотреть информацию об очередном мобе в соответствующем разделе.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Екатерина Анкина, психолог

"Флеш Моб" по праву можно назвать одним из способов оригинального времяпровождения. Увлекаются им, наверное, люди, которые любят все новое, необычное, следят за модой. Как только появится нечто другое, они сразу же увлекутся этим. Конечно, у "Флеш Моба" есть свои прелести. Прежде всего, не требуется близкий контакт с людьми. Ведь что ни говори, в наше время глобальной компьютеризации люди отдаляются друг от друга, отвыкают от "живого" общения. В акциях "Флеш Моба" все просто, как при общении в Интернете. Бояться агрессивности "моберов", я думаю, не стоит. У них другая философия, идея. Вряд ли они поднимут революцию или устроят теракт. Эти люди просто хотят как-то разнообразить свою жизнь. Большего им не надо".



Прохожий — любой случайный зритель моба. Его нельзя обижать, на все дурацкие вопросы надо отвечать одной заранее заготовленной фразой; кодовая фраза — служит для ответа на вопросы прохожих, а также для связи маяка и остальных моберов; маяк — человек, который подает сигнал о начале акции; пингвин — человек, узнавший о проведении акции, но умышленно не принимающий в ней участие, а лишь наблюдающий со стороны.
  • Не привлекать внимание СМИ
  • Участие — личное дело каждого
  • Не повторять сценарии предыдущих акций
  • Флэш моб не должен носить политический, агитационный, уголовный, религиозный или коммерческий характер
  • Безопасность окружающих людей — превыше всего (организаторов у флэш моба нет, поэтому за противоправные действия — личная ответственность)
  • Участники акции не должны общаться в период флэш моба и смеяться, если это не противоречит сценарию
  • Акция начинается и заканчиваться одинаково внезапно.
  • Должен соблюдаться принцип анонимности
  • Не создавать точечных скоплений
  • Участники должны быть трезвыми и вменяемыми.