1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (1797) за 12.07.2004

ЗАГРАНПОЕЗДКА ОКАЗАЛАСЬ ИСПЫТАНИЕМ НА ЖИВУЧЕСТЬ

Обратившийся в редакцию читатель кипел от возмущения: вместо обещанных турфирмой незабываемых впечатлений, заграничная поездка стала испытанием на выживание. Самое печальное, он не может доказать, что сервис был ужасен: нет документов, фиксирующих его взаимоотношения с "конторой". По той же причине лишь немногие обманутые клиенты турфирм обращаются в суды, а большинство — смиренно молчат. Если хотите избежать участи обманутого и бесправного, тщательно оформляйте все необходимые бумаги.

Думается, из этого рассказа многие извлекут пользу: не зря говорят, что умный учится на чужих ошибках.

Итак: "Соблазнился я предложением туфирмы провести неделю в Кракове. Всего за $79 и 100 грн. менеджер обещала проезд автобусом еврокласса, питание, отель и экскурсионное обслуживание. В стоимость входило оформление документов и страховка. Я согласился, хотя и подозревал, что за такие деньги на особый комфорт рассчитывать не стоит. Из документов выдали только программу тура, остальное пообещали дать в день отъезда и, видно, не случайно этого не произошло...

Мне досталось место в конце салона, спинка кресла не откидывалась и всю дорогу пришлось сидеть "по стойке смирно". Кондиционеры в двухэтажном "евроавтобусе" работали своеобразно: внизу пассажиры мерзли, а вверху парились. Сопровождающими турфирма оформила двух неопытных девушек, одна вообще ехала впервые. Беспомощность наших "гидесс" проявилась уже на границе — мы простояли там всю ночь, а автобусы с опытными провожатыми быстро проходили пограничников и таможню, люди даже из салона не выходили. В итоге экскурсия по Кракову была скомканной: выяснилось, что в день приезда (воскресенье) главная достопримечательность — королевский замок Вавель, закрывается в 15.00 и мы уже опоздали, а в понедельник он не работает.

Вечером в гостинице девушки полчаса на ломаном польском общались с портье, наконец объявили, что можем заселяться. И тут без накладок не обошлось: семью из трех человек поселили в двухместный номер, зато нескольким уплатившим "обычные" деньги достались шикарные апартаменты. Обещанным ужином нас не покормили, дескать, поляки что-то напутали, да и некогда кушать: завтра рано вставать. Подняли нас в пять утра, чтобы к полудню успеть на экскурсию в город Ланцут. Однако экскурсоводу замка Потоцких в Ланцуте сообщили, что наш автобус подойдет в 14.30. Два часа мы простояли под палящим солнцем — конечно, Потоцкий, Ланцут и Краков нас уже мало интересовали... Вечером, голодные и уставшие, вернулись в отель. Поужинали... привезенным с родины спиртным. И вообще, питание в течение всей поездки было — лишь бы не умереть с голоду.

По дороге домой всплыла некрасивая история. Один мужчина заказал 7 мест на всю семью, уплатил деньги. Но заболела его жена, и эти люди не смогли поехать. За 6 дней до поездки он попросил вернуть хотя бы часть суммы, на фирме ответили: "Приходите завтра". А на следующий день менеджер сказала, что за 5 дней деньги не возвращаются: "Мы не успеем продать путевки, надо было прийти вчера". Но и это еще не все: потом выяснилось, что эти 7 мест заняты, фирма успела продать путевки "по второму кругу".

За разъяснениями, как быть, если фирма нарушила обязательства, мы обратились в столичное управление по делам защиты прав потребителей. Увы, оказалось, что в этой конкретной ситуации помочь вряд ли возможно. Затевать судебную тяжбу с недобросовестной компанией бесполезно: договора у человека на руках нет, обязанности турфирмы документально не зафиксированы, факт оплаты услуг не подтвержден. Значит, доказать нарушение прав потребителя непросто, а отсудить компенсацию — тем более.

Если не хотите повторить мытарства бедолаги, воспользуйтесь нашими советами. Во-первых, слишком дешевый тур должен вызвать подозрение: постарайтесь получить информацию о фирме у другого туроператора или у ее бывших клиентов. Во-вторых, оформляйте все "по закону": прежде чем давать деньги, получите договор, путевку, программу тура, а после уплаты — приходный кассовый ордер на всю сумму. В-третьих, при нарушении условий договора документируйте недочеты и в недельный срок после приезда обращайтесь в надзорные инстанции — Государственную туристическую администрацию или в управление (отдел) по делам защиты прав потребителей по месту жительства. А лучше — в оба места сразу.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ
  • прежде чем платить деньги, требуйте выдать на руки договор, путевку и программу тура;
  • уплатив нужную сумму, обязательно получите приходный кассовый ордер;
  • все нарушения условий договора записывайте по пунктам, подписи других участников тура на этом документе сделают его весомее;
  • в течение недели по возвращении обращайтесь в Государственную туристическую администрацию;
  • одновременно подайте заявление в управление по делам защиты прав потребителей по месту жительства.