1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (1798) за 13.07.2004

БИЛЕТЫ НА ЮГ КУПИТЬ РЕАЛЬНО

Достать билеты на юг в сезон отпусков — большая проблема. Чтобы заранее купить билеты на поезд до Симферополя, корреспондент "Сегодня" попытался использовать несколько способов: оказалось, самый реальный — взять их с переплатой.

ВОЛШЕБНЫЙ ЧЕРВОНЕЦ

Для начала я отправился в Центр обслуживания пассажиров, расположенный в Киеве на бульваре Шевченко, 38--40. Пристроился в хвост одной из многочисленных очередей, но, чтобы не стоять зря, отлучился на минутку и бесплатно выяснил в справочной: уже за 40 суток билетов на Крым в продаже нет.

Использую следующий вариант — предварительный заказ с доставкой проездных документов на дом. Для киевлян эта услуга доступна по телефону "0-50", за дополнительную плату в 10 грн. за каждый билет. Безуспешно дозванивался целый день (видно, желающих сделать заказ — море) и лишь глубокой ночью моя настойчивость была вознаграждена: отсутствовавшие днем купейные билеты чудесным образом появились. Такой же путь прошел и мой коллега-журналист. Выходит, именно "червонец сверху" — тот ключик, который открывает тайные "закрома", а выстаивание очередей — пустая трата времени и сил? На журналистский запрос из Главного пассажирского управлении "Укрзалізниці" пришел малоубедительный ответ: "Реализация билетов... осуществляется только железнодорожными кассами. Продажа проездных документов начинается за 45 суток до отправления поезда и, как правило, места на момент открытия продажи в наличии есть. Каждый случай отсутствия мест необходимо рассматривать отдельно, с учетом времени обращения в кассу, распечатки архивных данных АСУ "Экспресс". Выходит, несостоявшемуся пассажиру надо затевать форменное расследование, в котором "компромат" на себя могут дать только сами железнодорожники. Как думаете, захотят?

"БРОНИРОВАННЫЕ ЯЩИЧКИ"

Один из сотрудников "Укрзалізниці", пожелавший остаться инкогнито, рассказал, как организована продажа билетов. В единой электронной базе данных они разложены по многим "ящичкам", которые называются "бронь". У каждого "ящичка" — свой хозяин: одним распоряжается Администрация Президента, другим — Верховная Рада, третьим — Кабмин, четвертым — министр транспорта... 999-м — начальник станции Хацапетовка. Электронная система через определенные промежутки времени автоматически выбрасывает в свободную продажу часть забронированного, но не использованного "начальниками ящичков" резерва. Чем ближе время отхода поезда, тем меньше остается брони, последняя снимается за час до отправления. Поэтому часто бывает, что билет проще купить перед самым отъездом, чем за месяц-полтора. Но тут уже лотерея — как повезет.

Сколько билетов хранится в загашниках, а сколько поступает в свободную продажу за 45 суток до отправления — тайна, и берегут ее железнодорожники, как зеницу ока. Впрочем, справедливости ради заметим, что количество свободных билетов даже на один и тот же поезд, появляющихся в продаже — всегда величина переменная. Ибо, согласно "Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины", предварительные письменные заявки организаций на резервирование мест принимаются и более чем за 45 суток до отправления (п. 2.9.2) и рассматриваются в первый день реализации мест на заказанный поезд. А количество заказанных билетов в этих заявках, естественно, непрогнозируемо. По оценочным данным, за полтора месяца до рейса "выбрасывают" в кассы не более 20% билетов на данный поезд, причем не самых лучших: крайние купе, верхние и боковые полки плацкартов.

ПРИБЫЛЬ ИЗ ВОЗДУХА

Но даже эти проценты, судя по всему, не в равной мере доступны тем, кто хочет взять билет, выстояв очередь в окошко кассы, зато не переплачивая за услугу 10 грн. (до 20--25% стоимости), и тем, кто согласен сделать этот взнос в фонд "Укрзалізниці". С экономической точки зрения ситуация объяснима. Двадцативагонный состав из, допустим, двух СВ, 10 купейных и 8 плацкартных вагонов, может перевезти более 800 пассажиров. Если даже половину билетов (с учетом постоянной "подпитки" за счет разбронируемых) продать по предварительным заявкам или с доставкой на дом, фактически "из воздуха" можно дополнительно выручить порядка 4000 грн. Особо любознательные могут взять расписание и подсчитать, сколько составов ежедневно, с учетом дополнительных летних поездов, отправляется на юг. И каждый до отказа заполнен курортниками. Ну что, еще у кого-то остались вопросы, куда так скоропостижно исчезают летом билеты в Крым? И почему так трудно купить их обычным порядком, не переплачивая при этом за сервис или не идя на поклон к знакомым, у которых есть знакомые в железнодорожных кассах.