1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (1798) за 13.07.2004

МОЛДАВАНЕ, КЕЛЬТЫ, ЧЕХИ И УКРАИНЦЫ

Фестиваль этнической музыки "Країна мрій", инициатором которого выступил Олег Скрипка, просто обязан стать ежегодным. Можно совершенно спокойно закрывать глаза на плавающий график выступающих коллективов, проблемы с электроэнергией и сосредоточиться на главном — совершенно особой атмосфере, создавшейся на Певчем поле.

Вот уже 35 лет более или менее удачное музыкальное мероприятие под открытым небом стараются сравнивать со знаменитым "Вудстоком" — апогее движения хиппи и "лета любви" 1969 года. "Країна мрій" еще не апогей чего-либо, но имеет гораздо больше шансов чем любой другой отечественный музыкальный фестиваль стать соизмеримым явлением.

Нет, все-таки идут украинским девушкам национальные костюмы. Публика послушалась организаторов фестиваля и постаралась выглядеть максимально соответствующе задуманному. А задумывалась, судя по всему, чуть ли не "бархатная революция". Видимо, самым неспокойным и совестливым представителям нашей музыкальной культуры вконец надоело засилье на крупнейших фестивальных площадках страны мэйнстрима не самого лучшего качества. С другой стороны, как и всякая другая революция, "Країна мрій" — совсем не возвращение к истокам — а прежде всего эксперимент и отчаянная попытка отыскать новые пути. Нам нужная новая музыка, и после двух дней, проведенных на Певчем поле, это стало ясно, как никогда.

Итак, по порядку.День первый — на дневной сцене под стенами Лавры демоническая шотландка Ишбел МакАскилл и киевская группа "Yo Ghurt" борятся с духами и успешно разгоняют тучи. Ничего удивительного — кельтскую музыку всегда считали магической, а флейтистка в группе просто красавица. Тем временем на Большой дневной сцене киевский фольклорный коллектив "Божичі" (известный также по сотрудничеству с театром "Адах") и гости из холодной российской глубинки, республики Мари Эл "Мари Папаш" просто радовались жизни и солнцу. В половине седьмого состоялось официальное открытие фестиваля — народная артистка Украины Нина Матвиенко, женщина то ли из далекого прошлого, то ли из светлого будущего, спела дуэтом с Олегом Скрипкой. По просьбе Олега, подпевали все у кого был слух. Так или иначе, испортить песню никому не удалось.

Если главными звездами и героями первого вечера были молдавские "Zdob si Zdub", то настоящим открытием для украинской публики стали чехи "Чанкишоу". Музыканты живут легендой о древних людях-чанках, передвигавшихся прыжками на одной ноге, убежденных пацифистах и непосредственных создателях музыки. Чанки давно исчезли с лица земли, но вокалист "Чанкишоу", обаятельнейший чех весом под два центнера способен улавливать их вибрации из глубины веков. Во время выступления группы вся эта история не казалось такой уж неправдоподобной.

"Zdob si Zdub", в тех же красных спортивных штанах, что и накануне в клубе "44", но с ирокезами на голове и боевой раскраске на лице успели отыграть только половину своей программы. Еще не было и десяти вечера, когда отключили электричество. Сколько не звала ничего не ведающая публика музыкантов обратно на сцену, "Zdob si Zdub" сели в свой гастрольный автобус и укатили в Румынию — там у них на следующий же день должен был быть очередной концерт. Правда, ребята успели непосредственно перед отъездом тепло пообщаться с "Чанкишоу", угостив их молдавским вином из огромных банок (чехи с собой пиво не привезли, отдав должное украинским производителям), и еще более тепло — с киевскими девушками.

День второй. Несмотря на опасливые подозрения организаторов, все получилось так, как было задумано — даже свет раньше времени никто не отрубал. Выступление суровых белорусских мужиков из группы "Палац" и замечательного виртуоза, крымского музыканта Энвера Измайлова повергло привыкших к более незамысловатой мызыке зрителей в состояние легкого шока, из которого их смогли вывести родные и любимые "Мандры". Хотя лидер группы Фома вышел на сцену в мрачном черном одеянии, энергетика коллектива осталась такой же светлой и позитивной. Спев напоследок рэгги-версию "Несе Галя воду" (тем самым еще раз доказав, что практически любую песню можно переделать в рэгги), "Мандры" уступили место Скрипке, выступление которого закрывало фестиваль. Олег вел себя сдержаннее чем обычно, дав понять, насколько серьезно он относится к происходящему.

Скандирование "Олега в президенты!", венчавшие фестиваль после исполнения последней песни — старого хита "ВВ" "Країна мрій", давшему название фестивалю, тоже воспринималось почти всерьез.