1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (1798) за 13.07.2004

ВЛАСТИ ОБЕЩАЮТ КРЕДИТЫ НА СУВЕНИРЫ "ЕВРОВИДЕНИЕ-2005"

Радость от того, что к нам приедет "Евровидение", сменилась головной болью — как будем принимать гостей? Не последний вопрос и сувениры. А что мы сможем предложить? Разве что примитивный ширпотреб да такого же качества китайскую и турецкую мелочевку. Чтобы не опростоволоситься перед гостями, а заодно дать нашим людям заработать "копейку", власти столицы намерены "поднять" некогда процветавшее в Киеве производство сувенирной продукции.
Правда, Валерий Кирьян, заместитель главы КГГА, на совещании с руководителями предприятий уточнил, что "Евровидение" — лишь толчок к решению вопроса. В советское время каждое из 500 городских предприятий что-то "подарочное" мастерило — по разнарядке партии. 20 фабрик только сувениры и выпускали. А когда фабрики остановились, наши базары завалили заграничным "добром".

Что же популярно сейчас? Например, мягкие игрушки. Футболисты киевского "Динамо" в одну из стран Европы возили сотни аистов, которых специально смастерили на столичной фабрике. Тем же путем идут дипломаты и бизнесмены, заказывая эксклюзивные "вещицы" представительского класса на предприятиях.

На одном из таких делают литые изваяния киевских князей из бронзы, мраморные шкатулки с золотой инкрустацией. Творения ручной работы стоят тысячи долларов. Самый ценный "подарочек" за $50 тыс. для иностранцев изготовили здесь по заказу одного нардепа — шахматы с мраморной доской и бронзовыми фигурами. Недавно тут начали делать и более доступные по цене (всего $100) "поделки" — переносить на стекло изображения с фото. А на другом предприятии берут значительно дороже за тканые портреты (на швейцарском супероборудовании, подобных в Европе — всего 4) нужных или дорогих людей. Говорят, в Киеве уже многим знаменитостям (в том числе и мэру) преподнесли такие изображения.

Но все это не для массового покупателя — производители сетуют, что более дешевую серийную продукцию выпускать рискованно да и сбывать негде. Где гарантия, что их сувениры не вытеснят "прижившиеся" на наших рынках импортные "побрякушки"? Ведь наша торговля на местную продукцию не сориентирована — недавно закрылся последний специализированный магазин "Українські сувеніри".

А вот у представителей городских универмагов — иная точка зрения. Оказывается, спрос на сувениры с украинским колоритом большой. Но предложить для продажи им практически нечего. Вышиванки почему-то сдают в магазины лишь 44-го размера (даже не все француженки в них "влезают"), а на тарелках и поделках из дерева годами "красуются" одни и те же росписи. Керамика и чеканка вообще до прилавка не доходят. Но даже то, что поступает в торговую сеть, оказывается, не во что упаковывать. Коробок и бумаги с видами города нет, а на полиэтиленовых пакетах с приемлемым рисунком обязательно "втиснута" какая-то реклама.

А тем временем приток заграничных туристов растет — только в Киев за год приезжают около 160 тыс. В среднем иностранцы гостят у нас 2—3 дня. В спешке мало что успевают, но до сувениров руки доходят. Постоянно приезжают посмотреть наш город и украинские школьники — ребята сгребают все недорогие безделушки. Видела однажды, как класс экскурсантов крутил в руках пластиковые "дули" на веревочках. Вообще-то фига на шнурочке -- штуковина неплохая, но отнюдь не в качестве памяти о Киеве.

Что предлагают на раскладках? На Майдане Незалежности и Андреевском спуске в качестве сувенира можно приобрести флажки Украины и других стран за 1,5—4 грн., открытки с видами Киева и календари, которые обойдутся в10—25 грн., карты столицы и городов страны — от 5 до 20 грн. В ассортименте футболки с разнообразными наклейками (украинская символика, киевские пейзажи) — от 25 грн. до 100 грн., а также картины из янтаря и дерева с изображениями городских церквей. Что касается сувениров, приуроченных r "Евровидению", то они на раскладках замечены не были.

Валерий Кирьян заверил, что сувениры у нас начнут выпускать массово к "Евровидению". Ведь предпринимателям нельзя упускать шанс заработать на ожидаемом наплыве народа, к тому же город под производство сувенирной продукции выделит кредиты. Правда, только под выгодные бизнес-планы.