1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №158 (1802) за 17.07.2004

СНОВА В СССР

Российские кинематографисты все чаще обращаются к эпохе СССР — наше недавнее прошлое до сих пор будоражит воображение и окутано завесой тайн, к которым примешивается ностальгия. Драматизм и непредсказуемость судьбы советского человека позволяет нынешним сценаристам полностью дать волю творческой фантазии — ведь, в принципе, все "имело место быть". Расчет верен — немного уставшему от традиционной современной мелодрамы зрителю предлагается более сложный ее вариант.

На днях в Киеве прошел допремьерный показ нового художественного фильма российского режиссера Павла Чухрая "Водитель для Веры" (четыре награды "Кинотавра"), который наряду с недавним "Благословите женщину" Говорухина продолжает тенденцию на "модность" армейской исторической мелодрамы, начало которой положил фильм "Утомленные солнцем" Михалкова.

Конечно, "Водитель" — это прежде всего очень хорошая мелодрама, а вовсе не очередная версия развития исторических событий времен хрущевской “оттепели". Но история генерала Серова, роль которого великолепно сыграл Богдан Ступка, присутствует в фильме в качестве самостоятельной сюжетной линии и напоминает попытку затронуть тему репрессий советского офицерства.

Параллельно развивается интрига в отношениях его дочери Веры (Алена Бабенко) и молодого сержанта-водителя Виктора (Игорь Петренко), в которого влюблена горничная генерала Лида (Екатерина Юдина). И здесь все ясно: беспринципному солдатику нравится Лида, но отношения с дочерью генерала помогут ему с военной карьерой.

А вот с "генеральским сюжетом" не совсем понятно. В свое время он по воле командования не предотвратил трагедию, в результате которой погибло военное судно, что привело к международному скандалу. И только через несколько лет генерала начинают тормошить органы. При этом он имеет оправдательную бумаженцию, но почему-то не спешит ее представить, в то время как спецслужбы безуспешно пытаются ее уничтожить, подбираясь к сейфу. В конце концов в финальных сценах генерала просто душит в его же доме дюжина вороватых кагэбистов, приехавших на дачу под видом работников санэпидемстанции.

Правдоподобно? Кажется, в СССР с неугодными расправлялись быстрее и проще — подбрасывали улики, ссылали или расстреливали. Не берусь судить о нравах "хрущевской оттепели", но рассказанная нам история своей бессмысленной жестокостью и кровавостью больше напоминает сталинский террор.

Поскольку нигде не сообщается о том, что в основе лежит реальный исторический факт, складывается ощущение, что у творчески настроенных создателей фильма появилось невольное желание чуть сгустить краски и добавить театрального драматизма, чтобы фильм уж точно "никого не оставил равнодушным". К тому же историческая канва настолько интересна сама по себе, что у зрителя, в том числе и ненашенского, идет на "ура" любой крепко сколоченный "любовный треугольник из советской жизни", снабженный граммофонным хрипом "Рио-Риты", петлицами-кубиками и старыми марками автомобилей.

Остается надеяться, что этот процесс впоследствии не превратится в своеобразный конвейер производства однотипных фильмов. Ведь у подрастающего зрителя во всем мире может возникнуть превратное представление об СССР. Например, что основное население страны составляли командиры, жертвы режима, а их жен, поголовно красавиц, насиловали, убивали или вынуждали скитаться с детьми прислужники власти.

В Украине фильм выйдет в прокат с 8 августа, в России — с 28 июля. Фильм снимался по заказу Первого канала (Россия) совместно с телеканалом "1+1" и компанией "ПРОФИТ". За 4 года съемок первоначальный бюджет увеличился вдвое – до $3,5 млн.