Выпуск газеты Сегодня №161 (1805) за 21.07.2004
КАК КИЕВЛЯНИН 30 ЛЕТ НАЗАД СПАС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ОТ ЗАТОЧЕНИЯ В ЛИФТАХ,
Спрашивается: и зачем оно понадобилось руководителю жилконторы, у которого и так дел невпроворот? Да и не его это обязанность. Но не таков Петр Григорьевич, чтобы сложить руки, и только разводить их в стороны, выслушивая очередную жалобу "жертвы" лифта. Он человек активный (в свои 75 лет трудится в одной из компаний) и изобретательный. В начале 70-х Билык пришел в жилищное хозяйство из железной дороги. Ему достался новый массив на Русановке с высотными домами.
— Меня поразило, что люди часами просиживают в ловушке, пока их кто-нибудь услышит и вызовет лифтеров, — вспоминает Петр Григорьевич. — Решил установить в лифтах устройства, чтобы можно было в любое время нажатием кнопки связаться с диспетчером жэка, который направит к пострадавшему дежурного лифтера. Мне помог опыт работы на железной дороге — разбираюсь в связи. Я разработал систему организации работы диспетчеров и графики дежурных. Диспетчерскую связь выполнили специалисты Института жилкомунхоза. Особой волокиты не было — слишком много людей жаловались на поломанные лифты. Аналогов системы я не знал, и в Украине подобной не было. О патенте и авторском праве я тогда как-то не задумывался.
Когда ОДС заработала, 906-й жэк, признанный лучшим в Киеве, начали посещать начальники жилконтор, районных и городских жилуправлений со всего Советского Союза, чиновники из Госплана. В книге отзывов, предоставленной мне Петром Григорьевичем, сплошь лестные отзывы о диспетчерской системе. Стоит ли говорить, что киевский опыт был использован в других городах страны? ОДС даже заинтересовались специалисты из Болгарии, Нидерландов, Австрии.
— Система не только гарантировала безопасность жильцам, но окультурила труд работников жэка, — заверяет Билык. — Мы пошли дальше — повесили в домах объявления, что не имеющие телефонов жильцы могут пользоваться ОДС в случае прорыва трубы, для вызова пожарных, "скорой", милиции. Я разработал инструкцию для диспетчеров, как поступать в той или иной ситуации. Специалисты отличали: пацан балуется или у человека действительно проблема. На диспетчерском пульте каждый лифт был отмечен кнопкой и лампочкой. Поначалу устройства срывали и ломали, но нечасто. Вот я живу в 16-этажном доме, там до сих пор висит такое же, но несколько усовершенствованное. А самому в лифте мне застревать не доводилось.
Когда Билык обходил дома, то вызывал с помощью ОДС дворников и уборщиц. Позже начальник жэка провел переговорные устройства в квартиры дворникам. Даже ночью он мог поднять любого из них на ноги. Билык заставил дворников обзавестись журналами с данными о каждом жильце, разработал поливочную систему и другие новшества. Вскоре его назначили замначальника жилуправления города по эксплуатации. Он несколько раз менял род деятельности и на каждом месте работы вносил свежие идеи.
— Сейчас многие начальники жэков жалуются, что жильцы не платят за квартиру и коммунальные услуги, — рассказывает Петр Григорьевич. — А за что платить? Дома не ремонтируются, в подъездах грязь, нет воды. Мы своевременно делали текущие ремонты, если что не так, поднимали на ноги водоканал и энергетиков. Кто-бы что ни говорил, я уверен — должников можно и нужно отключать отдельно. Для этого не следует даже в квартиры заходить. На стояках есть разводки по газу и воде, которые идут в каждое жилище. Можно придумать, как их перекрывать. Конечно, отключать от услуг индивидуально кропотливо и накладно, зато честные плательщики не будут страдать.