1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1805) за 21.07.2004

КАК КИЕВЛЯНИН 30 ЛЕТ НАЗАД СПАС СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ОТ ЗАТОЧЕНИЯ В ЛИФТАХ,

Плохо застрять в лифте и полдня в тесной кабине устанавливать связь с "внешним миром". Другое дело, если сразу услышите по переговорному устройству заверения диспетчера, что вас сейчас выручат. 30 лет назад Петр Билык, начальник жэка N906, придумал ОДС (объединенную диспетчерскую систему), которой снабдили подъемники Киева и многих городов страны.

Спрашивается: и зачем оно понадобилось руководителю жилконторы, у которого и так дел невпроворот? Да и не его это обязанность. Но не таков Петр Григорьевич, чтобы сложить руки, и только разводить их в стороны, выслушивая очередную жалобу "жертвы" лифта. Он человек активный (в свои 75 лет трудится в одной из компаний) и изобретательный. В начале 70-х Билык пришел в жилищное хозяйство из железной дороги. Ему достался новый массив на Русановке с высотными домами.

— Меня поразило, что люди часами просиживают в ловушке, пока их кто-нибудь услышит и вызовет лифтеров, — вспоминает Петр Григорьевич. — Решил установить в лифтах устройства, чтобы можно было в любое время нажатием кнопки связаться с диспетчером жэка, который направит к пострадавшему дежурного лифтера. Мне помог опыт работы на железной дороге — разбираюсь в связи. Я разработал систему организации работы диспетчеров и графики дежурных. Диспетчерскую связь выполнили специалисты Института жилкомунхоза. Особой волокиты не было — слишком много людей жаловались на поломанные лифты. Аналогов системы я не знал, и в Украине подобной не было. О патенте и авторском праве я тогда как-то не задумывался.

Когда ОДС заработала, 906-й жэк, признанный лучшим в Киеве, начали посещать начальники жилконтор, районных и городских жилуправлений со всего Советского Союза, чиновники из Госплана. В книге отзывов, предоставленной мне Петром Григорьевичем, сплошь лестные отзывы о диспетчерской системе. Стоит ли говорить, что киевский опыт был использован в других городах страны? ОДС даже заинтересовались специалисты из Болгарии, Нидерландов, Австрии.

— Система не только гарантировала безопасность жильцам, но окультурила труд работников жэка, — заверяет Билык. — Мы пошли дальше — повесили в домах объявления, что не имеющие телефонов жильцы могут пользоваться ОДС в случае прорыва трубы, для вызова пожарных, "скорой", милиции. Я разработал инструкцию для диспетчеров, как поступать в той или иной ситуации. Специалисты отличали: пацан балуется или у человека действительно проблема. На диспетчерском пульте каждый лифт был отмечен кнопкой и лампочкой. Поначалу устройства срывали и ломали, но нечасто. Вот я живу в 16-этажном доме, там до сих пор висит такое же, но несколько усовершенствованное. А самому в лифте мне застревать не доводилось.

Когда Билык обходил дома, то вызывал с помощью ОДС дворников и уборщиц. Позже начальник жэка провел переговорные устройства в квартиры дворникам. Даже ночью он мог поднять любого из них на ноги. Билык заставил дворников обзавестись журналами с данными о каждом жильце, разработал поливочную систему и другие новшества. Вскоре его назначили замначальника жилуправления города по эксплуатации. Он несколько раз менял род деятельности и на каждом месте работы вносил свежие идеи.

— Сейчас многие начальники жэков жалуются, что жильцы не платят за квартиру и коммунальные услуги, — рассказывает Петр Григорьевич. — А за что платить? Дома не ремонтируются, в подъездах грязь, нет воды. Мы своевременно делали текущие ремонты, если что не так, поднимали на ноги водоканал и энергетиков. Кто-бы что ни говорил, я уверен — должников можно и нужно отключать отдельно. Для этого не следует даже в квартиры заходить. На стояках есть разводки по газу и воде, которые идут в каждое жилище. Можно придумать, как их перекрывать. Конечно, отключать от услуг индивидуально кропотливо и накладно, зато честные плательщики не будут страдать.