1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1805) за 21.07.2004

ЛЕТНИЕ РАСПРОДАЖИ: ГЛАВНОЕ — НЕ ПОДДАТЬСЯ ИСТЕРИИ

Начинается один из двух главных в году сезонов распродаж (второй — в конце января). Но, отправляясь на охоту за добротными и доступными вещами, помните, что торговцы часто готовят "капканы" в виде символических скидок на лежалое барахло при заявленных в рекламе бешеных уценках.

ДЕШЕВЫЕ БУТИКИ

В магазинах сезон считают успешным, если 65—70% товаров удалось продать по полной стоимости, остальное идет со скидками, нередко позволяющими человеку со скромными доходами взять фирменные вещи по сходной цене. На аксессуары скидки обычно не превышают 30%, на одежду и обувь — 40—50%. Но "навороченные" бутики нередко распродают остатки ультрамодной коллекции в 2—3 раза дешевле, чем в начале сезона. Психологически для покупателя притягательна даже скидка в 10%, а когда на витрине красуется магическое "до -70%", будьте осторожны: часто на столько уценивают пару лежалых тряпиц, а остальное — на 5—10%, предварительно... подняв цены. Поэтому полезно знать, сколько это стоило "до того как". Большие скидки ждут клиента, если магазин закрываеся, это называется "полной распродажей".

Хороший маркетинговый ход, используемый крупными торговыми сетями — постоянные распродажи через стоковые магазины. Там остатки ассортимента часто продаются по смешным ценам, но есть и серьезный недостаток: как правило, ограниченный выбор размеров и наименований товара.

Для бытовой техники, мебели и прочих товаров длительного пользования сезонных распродаж нет. Но летом и перед Новым годом и здесь бывают скидки: в период отпусков покупателей на такой товар меньше, а перед праздниками магазины стремятся увеличить оборот.

БАЗАРНЫЕ ПРИМАНКИ

На днях заехала к знакомой, торгующей на столичном рынке: "Здорово, что ты подошла — у соседей по палатке распродажа!" — воскликнула та.Увидев, как я недоверчиво морщусь, подруга сказала: "Знаешь, даже Шэрон Стоун однажды явилась на презентацию в платье, купленном на распродаже за $20!" После такого довода я приобрела прелестный вечерний наряд за 65 грн., а раньше он стоил в шесть раз дороже.

Сейчас на базарах выставляют вешалки с летним ассортиментом: юбочки, кофточки, купальники, босоножки идут под грифом "распродажа". Часто вывешивают ценники с перечеркнутыми цифрами — наглядность всегда впечатляет. Не спешите хватать, порой это всего лишь хитрость торговцев и в соседнем ряду то же самое без всяких скидок можно купить на 5—10 грн. дешевле. И все же, если вы не отчаянный модник, сейчас можно за полцены составить себе неплохой летний гардеробчик на следующий год. Кто знает, каким тогда будет ваше материальное положение, а многие вещи актуальны в течение нескольких сезонов.

"НОВЬЕ" ИЗ СЭКОНД-ХЕНДА

Оказывается, распродажи бывают и в сэконд-хенде. Вы спросите, что же там уценять, если барахло и так дешевое? А вы сходите хоть раз в такой магазинчик перед новым завозом. В витрине написано: "Все по 2 гривни". Думаете, одна рвань валяется? Ошибаетесь. Конечно, эксклюзив (такой тоже есть в сэконде) продается просто дешевле, к примеру, вдвое. А все остальное — действительно по 2 грн., а под конец последнего дня — и по гривне. Приличные свитерки (28—35 грн.), брюки (20—25 грн), блузки, футболки, шорты — вовсе по символической цене. За 10—15 гривен можно приодеться.

Вывод: чтобы вернуться с "охоты" не с пустым кошельком, а с полной сумкой, нужно вдохновение, умение "выбегать" нужную вещь и чувство меры. Здесь часто не спрос определяет предложение, а наоборот, предложение рождает спрос, поэтому главное — не "заболеть" синдромом распродажи, истерически сметая все, что дешево продается, даже если оно вам сто лет не нужно. Этому синдрому подвержены вспыльчивые, неуравновешенные люди, легко поддающиеся чужому влиянию. Не уверены, что хватит самообладания — идите на шоппинг в компании ворчуна и скептика, который сыграет роль вашего "предохранителя" от ненужных покупок.



ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
чтобы вояж по распродажам не обернулся лишними расходами, начните с магазинов, постояным покупателем которых вы являетесь: их ассортимент и цены вы лучше знаете;
не стесняйтесь заходить в бутики, которые обычно вам не по карману — в сезон распродаж именно здесь вы сможете приобщиться к миру "высокой моды";
не стоит покупать одежду на несколько размеров меньше, дескать, похудею — надену;
если вещь понравилась, не ждите, что цена еще снизится: менее прижимистые соискатели в мгновение ока уведут вашу мечту;
внимательно ищите брак на товаре: зацепки, пятна, различия оттенков в башмаках одной пары. Бывает, распродажа товаров с изъянами специально оговорена и сопровождается очень большими скидками;
если не хотите истощить семейный бюджет, берите в шоппинг заранее намеченную сумму.



КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ ЗА ГРАНИЦЕЙ
В Англии и Франции законодатели распродаж — крупные универмаги, предлагающие огромный ассортимент товаров, от одежды и ювелирных украшений — до музыкальных инструментов и видеофильмов. Проверено на себе: в Германии в сезон распродаж в солидных магазинах и модных бутиках идет солидная (до 70%) уценка вещей, самые шустрые покупатели сразу включаются в "охоту". В США скидки периодически объявляют на все виды товаров, например, вещь можно купить за полцены в честь дня рождения президента. О распродаже заранее предупреждают в буклетах, присылаемых по почте. В некоторых магазинах разрешают отложить понравившуюся вещь до начала распродажи и ждать, пока скидки станут максимальными.