1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1805) за 21.07.2004

"ЕЩЕ 30—40 СЕКУНД И БЫЛО БЫ ЧЕТЫРЕ ТРУПА"

Для кого лето — пора отдыха и развлечений, а для воинов Внутренних войск— напряженная, порой небезопасная работа. Нынче погода не сильно отличается от обычной для июля. А два года назад именно она стала первопричиной трагедии, на которую лишь случайно не наложилась другая. Об этом напоминает скромный солдатский обелиск возле села Радостное на автотрассе Керчь—Симферополь, где в минувшее воскресенье возлагали цветы в память о погибших товарищах.

БЕДА ОДНА НЕ ХОДИТ

Восемнадцатого июля 2002-го войсковая колонна совершала марш в район Ялты.Здесь должен был состояться саммит глав государств ГУУАМ. Военным надлежало обеспечить охрану и безопасность его участников.

Столбик термометра зашкаливал за 40 градусов по Цельсию. Сидевший за рулем армейского грузовика младший сержант Дмитрий Кривушенко получил тепловой удар. На какие-то доли секунды потерял сознание, а когда пришел в себя, резко повернул баранку, в результате чего тяжелый ЗиЛ опрокинулся. Говорили, произошло это и из-за "поплывшего" от жары асфальта. Еще кто-то якобы видел, как грузовик резко, на большой скорости подрезала белая легковушка и с места происшествия скрылась…

Из находившихся в машине 24 военнослужащих пострадало 19. Большинство получили не очень тяжелые травмы. Двоих же спасти не удалось. О трагической гибели водителя-харьковчанина Димы Кривушенко и командира отделения сержанта Володи Карабута из Полтавской области командование тотчас известило родственников. Забирать тело сына днем позже приехали отец и мать Володи.

Оба без того люди нездоровые, а тут еще такое горе... Словом, по приказу руководства отправилась в служебную командировку прапорщик Татьяна Гуренко, начальник медслужбы кременчугской части.Чтобы быть рядом в скорбные часы, вовремя оказать, случись вдруг что, экстренную помощь. Насколько правильным, оправданным было решение, стало ясно очень скоро.

Из рапорта начальника управления Крымского территориального командования Сергея Конопляника Командующему ВВ МВД Украины Сергею Попкову:

"…19 июля 2002 года около 17.00 на автодороге в районе поселка городского типа Зуя произошла дорожно-транспортная авария двух грузовых машин ЗиЛ-5301 и КамАЗ под управлением гражданских водителей … Вследствие столкновения водитель первого Цалай И.В. и находящиеся с ним в кабине четыре гражданских лица получили тяжкие телесные повреждения. Они нуждались в немедленной медицинской помощи и эвакуации из поврежденного грузовика… Первым на месте ДТП остановился служебный автомобиль войсковой части 2209, двигавшийся из Белогорска в Симферополь вместе с родителями погибшего военнослужащего в/ч 1841 сержанта Карабута В.В. и сопровождавшей их прапорщиком Гуренко Т.А., которая имела при себе необходимый врачебный инструмент и медикаменты…"

ЧЕТВЕРЫХ ЗАЖАЛО НАСМЕРТЬ

Я встретился с очевидцем, а правильнее было бы сказать непосредственным участником описываемых событий полковником Григорием Фатеевым. Заместитель начальника управления Крымского ТрК возвращался вместе с Татьяной Андреевной и родителями Володи Карабута из Белогорской районной больницы в Симферополь:

— Возле поселка Зуя начинается затяжной подъем, — рассказывает Григорий Владимирович. — Вдруг видим, как ЗиЛ (в народе его называют по-простому — "бычок"), совершая маневр, врезается в ехавший впереди КамАЗ. Перестраиваемся влево, чтобы не зацепить, притормаживаем… В этот момент из ЗиЛа выскакивает водитель, чтобы посмотреть повреждения… Молодой такой мужчина… Я говорю: "Обгоняем, поехали дальше…" Мы немного отстали от машины с гробом Володи. Только обогнали, — Татьяна Андреевна, оглянувшись, кричит: "Стойте, там люди побитые!" Оборачиваюсь. Замечаю разбитое лобовое стекло грузовика и три безжизненно замершие на передней панели головы…

Когда Гуренко, Фатеев, мать и отец Володи подбежали к машине, выяснилось, что в салоне находилось не три, а четыре человека: две женщины, девочка и мальчик. Мальчуган упал с сидения вниз, поэтому его сразу и не было видно. Всех четверых от страшного удара так зажало металлом, что они лишились сознания. Это было бы еще полбеды. Но от травматического шока, испуга пострадавшие заглотнули языки, стали синеть, задыхаться от удушья, содрогаясь в конвульсиях и теряя последние силы.

— Кабина сплющена, сильно деформирована, фактически весь передок вместе с двигателем в нее “вошел”, — продолжает Фатеев. — Пробуем извлечь потерпевших, да куда там, не получается, защемило накрепко. Поняли: в первую очередь надо вытягивать языки. Татьяна стремглав бросилась к нашей машине, хорошо, у нее там был свой походный чемоданчик, на всякий случай снаряженный всем необходимым... Как душа чувствовала, прихватила зажимы, специальные лопатки, пинцеты… И спустя несколько секунд, наполовину забравшись в кабину, пустила их в ход, руками это сделать было невозможно. Только-только вытащит, — а язык, будто назло, опять западает, что у взрослых, что у деток. Кошмар! Откуда только у Тани столько сил взялось?! Еще 30-40 секунд, и было бы четыре трупа, нам потом врачи "скорой" сказали…

Начали останавливаться другие машины. Водители подходили, предлагали помочь. Вручную пытались дергать за то, что осталось от кабины. Не получалось. Отыскали буксирный трос, подогнали большую машину, зацепив за угол, потянули грузовиком — конструкция слегка отошла.Начали осторожно, по одному выносить пострадавших. К тому моменту, когда всех четверых извлекли наружу, подоспела вызванная по мобильному карета "скорой"…

Закрытые, открытые черепно-мозговые травмы, сотрясения мозга, ушибленные раны головы, конечностей, переломы... С множественными повреждениями доставили обеих 32-летних матерей и их детей в симферопольские больницы. Не избежал травм также водитель, который, как потом рассказал, подвозил своих знакомых в город. К счастью, все остались живы.

Из рапорта на имя командования:

"Выполняя профессиональный долг, прапорщик Гуренко Т.А умело и своевременно оказала неотложную медицинскую помощь пострадавшим, которые в результате полученных травм находились в бессознательном состоянии… Она поддерживала их жизнедеятельность во время эвакуации из поврежденного автомобиля вплоть до прибытия на место аварии бригад "скорой"… Высокий профессионализм, умелые и решительные действия Гуренко Т.А. сохранили жизни всем потерпевшим… Прошу поощрить начальника медслужбы…"

КАБЫ НЕ ТАТЬЯНА...

Первой среди женщин во Внутренних войсках Гуренко награждена высшим отличием — нагрудным знаком «Мужество, честь, закон» (позже был поощрен им и Григорий Фатеев). Татьяна Андреевна продолжает служить в той же должности. Муж и старший сын военные, младший работает и учится, будет экологом. Скромная, приветливая, отзывчивая женщина. Служит уже 18 лет. До этого работала медсестрой в хирургическом отделении гражданской больницы. Опыта не занимать. Но в таком переплете оказалась впервые. Пару дней дней назад мы разговаривали с ней по телефону.

— Когда собирала походный чемоданчик, думала, что-то пригодится для Володиной мамы, — вспоминает те трагические дни собеседница. — Это ведь тяжелейшее испытание — видеть гроб с телом родного сына... А оно вон как повернулось... Хотела бы сказать, что в той ситуации на дороге решительно повел себя полковник Фатеев. Я людей разных видела, были и такие, что руки боялись испачкать. А Григорий Владимирович проявил лучшие офицерские, мужские качества. И на похороны приезжал, с Володей прощался по-отцовски, трудно было слезы сдержать...

В минувшее воскресенье Гуренко вместе с родителями Карабута была на кладбище. Пришел поклониться к могиле командир части подполковник Виктор Головченко. Принесли море цветов. О пареньке отзывались искренне, по-доброму. Он, как отец, хотел стать железнодорожником.

Спросил и полковника Фатеева, что чувствовал в тот роковой день два года назад.

— Было единственное желание: спасти людей во что бы то ни стало, — ответил офицер. — Те угасали на глазах. И детишки в судорогах бились, и женщины, все в крови… Но верно говорят: глаза боятся, руки делают. Кабы не Таня, страшно подумать, чем бы все кончилось.

Р.S.К годовщине гибели Дмитрия Кривушенко и Владимира Карабута силами Крымского ТрК на месте аварии был поставлен обелиск. Средства для этого выделил Совет министров автономии.