1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №165 (1809) за 26.07.2004

А КНИГА ВСЕ РАВНО ЛУЧШЕ

Международный фестиваль искусств имени Булгакова, несмотря на все благие намерения, в очередной раз доказал, что есть книги, а именно "Мастер и Маргарита", которые никак не поддаются сценической интерпретации и которым она, по большому счету, совсем не нужна.

Из-за трагедии на шахте "Краснолиманская" программа первого дня фестиваля была изменена — вместо обещанных чтений глав романа с участием Анатолия Хостикоева, Игоря Дмитреева и Олега Скрипки с хором МВД, был показан спектакль "Мастер и Маргарита" Харьковского государственного академического театра кукол. Тем не менее, артисты все-таки вышли на сцену прояснить ситуацию и подбодрить зрителей — ведь наступления темноты, необходимой для кукольного спектакля, пришлось ждать больше часа. Олег Скрипка признался публике, что очарован недавним украинским переводом "Мастера" и надеется, что будет участвовать в подобном фестивале и через пятьдесят лет. Сама постановка стоила ожиданий — хотя атмосфера и была бесконечно далека от оригинала и временами все самым естественным образом напоминало спектакль про Петрушку, те живые и горячие чувства, о которых в своем вступительном слове говорил режиссер Евгений Гимельфарб, были в итоге с благодарностью впитаны зрителями.

Второй день фестиваля несколько разочаровал — и стоило ли, например, первому в СССР исполнителю роли Воланда (в постановке Театра на Таганке) Борису Хмельницкому ехать в Киев, чтобы прохрипеть со сцены всего несколько абзацев, в частности, про божество ацтеков Вицлипуцли? Вообще, второй день был донельзя хаотичным, а смешение языков было воистину вавилонским, хотя выступление польского театра "Nowy Lodz" можно было записать в удачи фестиваля (Маргарита казалась действительно влюбленной, а Азазелло в женском исполнении — это как минимум интересно).

Несмотря на отдельные удачные находки, мысль о том, что лучше бы было просто взять и раздать всем присутствующим книгу Булгакова, не давала покоя на протяжении всего фестиваля. К тому же сильно раздражали столики для VIP-персон стоимостью в 1200 грн., расставленные перед сценой. Может быть, организаторы добивались ассоциаций с рестораном Грибоедова?

Третий день фестиваля спас ситуацию — выступление хора МВД, исполняющего "Славное море, священный Байкал", оживило публику и было по-настоящему искрометным. Это как раз тот редкий случай, когда происходящее на сцене можно было назвать единственно верным воплощением того, что рисовалось в воображении всякого, кто читал главу "Беспокойный день", а "Сон Никанора Ивановича" в постановке театра на Печерске показался самой непринужденной и правильной инсценировкой глав романа на фестивале. Хотя книга все равно лучше.