1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (1810) за 27.07.2004

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОДИТЕЛЯМ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ АВТОСТРАХОВАНИИ

С 1 января 2005-го вступает в силу Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", регулирующий порядок возмещения ущерба, нанесенного жизни, здоровью и имуществу пострадавших в ДТП. Что изменится для владельцев "колес", ведь сейчас эти вопросы регулирует Закон "О страховании" и постановление КМ N1175 от 28.09.96 г.?

По новому закону, с 1 апреля 2005 г. за езду без страхового полиса инспекторы ГАИ будут взимать штраф в размере 8,5—17 грн., тогда как сейчас могут только пожурить водителя, не имеющего такого документа, хотя его наличие считается обязательным. По данным страховщиков, без полиса ездят почти три четверти (более 5 млн человек) хозяев зарегистрированных машин. Далее, за нанесенный имущественный ущерб страховая компания выплатит потерпевшему до 25500 грн., за физические увечья — до 51000 грн. (последняя цифра в 6 раз больше, чем сейчас). Если учесть, что средней тяжести ДТП "тянет" на 20 тыс. грн, "водилам" есть смысл обезопасить свой кошелек.

— Что дает закон водителям и пешеходам?, — спросили мы у гендиректора Моторного (транспортного) бюро Украины (МТСБУ) Ивана Гуминского.

— Он защищает всех участников дорожного движения: появились узаконенные "правила игры", развязывающие узел поблем, тянувшихся годами. К этому пришли 44 европейских государства, объединившиеся в международную систему "Зеленая карта", в которую входит и Украина. К слову, у ближайших соседей — белорусов и россиян — такие законы уже действуют.

А почему наши водители не хотят страховаться добровольно, ведь, уплатив сумму, эквивалентную средней стоимости заправки бензобака, они на год получают гарантии покрытия компенсаций потерпевшему в аварии, если таковая случится по вине застрахованного? По данным ГАИ, в среднем по Украине происходит около 150 тыс. аварий в год. Учитывая, что у нас зарегистрировано 6,7 млн легковушек, автобусов и мотоциклов, выходит, что вероятность попасть в ДТП составляет всего около 4%. Вот многие и рассуждают: зачем страховаться, платить в среднем около 100 грн. за полис, если 96% за то, что эти деньги пропадут? Сам я, дескать, езжу аккуратно, а кто другой меня стукнет — пусть и возмещает ущерб, хоть за счет страховки, хоть из собственного кошелька.

Страхование гражданской ответственности водителей — мировая практика, но эффективно эта система заработает лишь в случае охвата ею не менее 90% сидящих за рулем. Возможно, она не действует еще и потому, что уже сейчас многие водители жалуются на непомерно высокие тарифы, установленные постановлением КМ N1175.

Прикинем, какими они будут согласно новому закону. Базовый платеж, на который страховщики будут умножать поправочные коэффициенты, учитывающие тип автомобиля, водительский стаж владельца и так далее, должно определить МТСБУ до конца этого года. Ориентировочная цифра для базового платежа пока установлена в 100 грн./год. Согласно ст. 7.1, размеры индивидуальных страховых платежей устанавливаются страховщиками самостоятельно как произведение базового платежа (будем считать его равным 100 грн.) и корректирующих коэффициентов, зависящих от типа договора, стажа водителя, величины города, в котором он проживает, числа ДТП, в которые он попадал и так называемого "бонус-малуса" — системы скидок за длительную езду без аварий и, наоборот, повышения тарифов, если аварии были по его вине. Договоры бывают трех типов: 1) страхование ответственности за вред, нанесенный третьим лицам при эксплуатации строго определенного транспортного средства любым человеком; 2) то же, но любой или нескольких машин конкретным лицом; 3) то же, но одного определенного авто одним или несколькими людьми. Воспользовавшись приведенной таблицей, рассчитаем, какой страховой взнос должны будут уплатить владелец легковушки с объемом двигателя до 1600 куб. см, проживающий в Киеве, имеющий водительский стаж до 1 года, не пользующийся льготами и впервые заключающий договор третьего типа сроком на один год, и аналогично — его суперопытный коллега и земляк. Бонус-малус при первичном страховании принимается равным единице, поэтому для "чайника" сумма страхового платежа будет колебаться в пределах: 100х0,71х(1,5—1,8)х(1,2—1,5) = 127,8—191,7 грн., а для аса — 100х0,71х(1,5—1,8)х(0,9—1) = 95,85—127,8 грн.

На сегодня же владелец такого автомобиля, пожелавший заключить годовой договор о страховании, должен будет уплатить 98,2 грн., независимо от стажа вождения и места жительства.


КСТАТИ
Наиболее дисциплинированы водители со стажем 1—2 года и ездящие свыше 10 лет. Чаще всего склонны нарушать правила те, кто провел за баранкой 2—5 лет. Специалисты объясняют это так: новички стараются ездить аккуратно, соблюдая ПДД, асы уже имеют достаточные навыки и опыт. А вот те, кто проездил "от 2 до 5", понемногу начинают лихачить, из-за чего чаcто и случаются аварии.