1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (1810) за 27.07.2004

КЕРОСИН ТАКИ НАШЕЛСЯ

Сегодня исполняется два года Скныливской трагедии. Напомним еще раз: грандиозное авиашоу в честь 60-летия 14-го корпуса ВВС Украины привело к крупнейшей в истории отечественной авиации катастрофе. Во время демонстрационного полета экипаж истребителя Су-27 врезался в толпу зрителей, погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Пострадавшими официально признаны 543 человека. "Сегодня" попыталась выяснить, как обстоят дела с расследованием причин этой страшной трагедии и что ожидать ее выжившим жертвам.


СПРАВКА
Двухместный учебно-боевой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения Су-27УБ (по натовской классификации "Фланкер") — одна из лучших машин, состоящих на вооружении в ВСУ, и одна из самых маневренных в мировой авиации. Создавалась в противовес американскому Ф-15 "Игл". Скорость — до 2500 км в час, "потолок" — 17 км, дальность полета — 3,5 тыс. км. Фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, что придает истребителю уникальные летно-технические характеристики. Оснащается ракетами класса "воздух—воздух" и "воздух—земля".


ХОД СОБЫТИЙ
Учебно-боевой истребитель Су-27УБ упал на зрителей авиашоу 27 июля 2002 года в 12 часов 52 минуты при выполнении фигур высшего пилотажа. В это время на львовском аэродроме "Скнылив" находилось около 10 тысяч зрителей. Самолет, взлетевший в 12.15 с военного аэродрома Озерное под Житомиром, пилотировали летчик-испытатель первого класса полковник Владимир Топонарь и пилот-инспектор, летчик первого класса Юрий Егоров. Они успели катапультироваться — парашюты раскрылись благодаря Егорову. К месту трагедии спустя несколько часов прибыл Леонид Кучма. Уголовное дело было возбуждено и расследовалось военной прокуратурой Западного региона. Назначенный главой военного ведомства после трагедии со сбитым пассажирским Ту-154 авиакомпании "Сибирь" и отставки Александра Кузьмука Владимир Шкидченко подал рапорт об увольнении, но он принят не был. Президент освободил Петра Шуляка с должности начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (потом был назначен с понижением Главкомом Сухопутных войск, а после взрывов артскладов под Новобогдановкой снят и на днях уволен из ВСУ).


НОВЫЕ 10 ИСКОВ

В Зализнычный районный суд Львова родственники погибших подадут еще около 10 исковых заявлений к Минобороны с требованием возместить причиненный моральный ущерб (о первом иске в 1 млн грн., который предъявил отец 24-летнего жителя Львовщины, мы рассказывали на прошлой неделе). Такими сведениями в интервью корреспонденту "Сегодня" Елене Лукиной поделился глава правления общественной организации "Скныливская трагедия" Стефан Козак. По его словам, о потерпевших вспоминают лишь к траурным датам, в течение года до них никому дела нет:

— А ведь психологические проблемы и ухудшение состояния здоровья у многих начинаются лишь спустя несколько лет после пережитого кошмара. Долгое время человек еще не в полной мере осознает, что с ним произошло. Мы искали поддержки в госструктурах — бесполезно. Организация не просит ничего особенного. Предлагали Министерству обороны обеспечить пострадавшим всего лишь санаторное лечение, возможность посещать центр медицинской реабилитации МО, но, увы... Власть помогает только в вопросах, касающихся увековечивания памяти жертв трагедии. Средства для благоустройства построенного в честь погибших мемориала, действительно, выделяются. А для живых денег нет.

Закон и Конституция Украины не запрещают предъявлять иски по месту совершения преступления, уточнил Стефан Григорьевич, и родственники погибших намерены добиваться своего. Владельцем имущества, нанесшего вред жизни и здоровью граждан, является Минобороны. Когда же окончательно установят ответственных за происшедшее 27 июля 2002-го, представители организации "Скниловская трагедия" выставят отдельные иски и к ним.

Из 543 пострадавших 196 являются членами семей погибших. Каждый из них в свое время получил ту или иную компенсационную сумму.

ДО КОНЦА ИЮЛЯ ДЕЛО ПОПАДЕТ В СУД

Впрочем, пока представителям Минобороны, похоже, не придется особо беспокоиться по поводу данных исков. В Генпрокуратуре считают, что их рассмотрение невозможно до оглашения приговора. То есть, сначала суду предстоит определить степень вины каждого. Впрочем, ждать осталось не так уж и долго.

— В настоящее время заканчивается выполнение требований статьи 218 Уголовно-процессуального кодекса Украины, — сказал "Сегодня" руководитель пресс-центра Генеральной прокуратуры Сергей Руденко. — С материалами уголовного дела, насчитывающего полторы сотни томов, знакомятся обвиняемые и их адвокаты. — После этого, думаю, до конца июля дело будет направлено в суд. Лица, признанные потерпевшими, а также их представители уже изучили материалы.

В каком именно суде будет рассматриваться дело, пока неизвестно. Родственники погибших и пострадавшие требовали слушаний во Львове, по месту происшествия и проживания большинства жертв.

КОГО И В ЧЕМ ОБВИНЯЮТ

Пять генералов (бывшие Главком ВВС В.Стрельников, его заместитель по боевой подготовке А.Волошенко, командующий 14-м авиакорпусом С.Онищенко, замначальника боевой подготовки ВВС В.Алексеев, заместитель командующего корпусом А.Третьяков) и пять старших офицеров (полковники Ю.Егоров, глава квалификационной комиссии — главный инспектор-летчик Главкомата ВВС, В.Топонарь, командир авиазвена — старший летчик-испытатель летной испытательной эскадрильи, А.Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го корпуса, А.Дзюбецкий, командир войсковой части, и подполковник Ю.Яцюк, командир эскадрильи, все также бывшие) признаны обвиняемыми.

Им инкриминируются: превышение власти, служебных полномочий, халатное отношение к службе, нарушения правил полетов и подготовки к ним, повлекших тяжелые последствия.

Воздастся ли должное прямым виновникам трагедии, установят ли степень ответственности каждого из десяти руководителей и исполнителей?

Эти люди уже сурово наказаны. Даже экипаж Су-27, который выжил. Получивших травмы летчиков долгое время охраняли в больничной палате, опасаясь, что кто-то из родственников жертв, не дожидаясь приговора Фемиды, учинит над ними самосуд. Экс-главком Стрельников задолго до Скнылива предрекал: крутое пике, в котором оказалась военная авиация, неизбежно приведет к большой беде. Все ли сделал, чтобы предотвратить ее? А другие?

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОКА БЕЗ ОТВЕТА

Мы так и не знаем, разобралось ли следствие, отчего к шоу подо Львовом экипаж в Озерном тренировался на одном Су-27, а взмыл в небо другим, с бортовым номером 42. Стопроцентно ли были готовы Егоров, а главное — Топонарь, в последнее время летавший на более легком МиГ-29? Зачем, либо по чьей воле, понадобилось выполнять не предусмотренную программой фигуру (вместо косой петли с переворотом — "хобот")? Почему опытный ас взял ручку управления на себя, тогда как нужно было выжать "от"? На борту истребителя оказалось авиакеросина больше, чем требовалось — отчего? Кем и, главное, как отрабатывалась зона пилотирования, оказавшаяся слишком узкой? В обвинении комэску инкриминировались нарушения сразу 28 пунктов правил полетов и подготовки к ним. Притом, что 27 июля 2002-го подполковник Юрий Яцюк был всего лишь помощником РП (руководителя полетов). А те, кто в иерархической и просто служебной лестнице стоял гораздо выше, чей опыт не мог не подсказывать, что и одно малейшее отступление чревато предпосылкой к чрезвычайному происшествию, — куда смотрели они? Обо всем должен сказать суд. Если разберется.

Его обвинительного приговора, как справедливого возмездия, требуют пострадавшие. Полтора года назад общая сумма исковых требований о возмещении морального ущерба родственникам жертв катастрофы достигала 62 миллионов гривен. Не исключено, цифра вырастет.

НЕЛЬЗЯ В УКРАИНЕ, НО МОЖНО ЗА РУБЕЖОМ

После Скныливской катастрофы проведение в Украине авиашоу были волевым порядком запрещены. Что, впрочем, не исключило участие наших летчиков в аналогичных воздушных праздниках за рубежом. Один из них, "СИАД-2004", с участием делегаций из 18 европейских стран проходил более месяца назад в Словакии. Пилотировавший Су-27 подполковник Федор Тищук завоевал по результатам демонстрационного выступления в братиславском аэропорту имени Штефаника первое место и кубок победителя. Второй такой же истребитель и военно-транспортный Ил-76МД выставлялись на обзорной площадке для статического показа.

Наши военные летчики принимали участие в этом шоу уже пятый раз (начало "СИАД" было положено в 1993-м и проводится оно раз в два года). Июньский показ организовали при содействии премьер-министра Словакии как мероприятие, направленное на поддержку интеграции страны в Евроатлантические структуры.

Кроме того, летчики ВВС представляли Украину на авиашоу в Израиле, Великобритании, Турции, Румынии, США, откуда, как правило, возвращались с наградами. Возродятся ли такие воздушные праздники в Украине, неясно. В ближайшее время — нет.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — БЕЗОПАСНОСТЬ

Ярослав Скалько, генерал-лейтенант, Главнокомандующий ВВС Украины:

— Практика проведения авиационных показов существует во многих странах мира, и наша не исключение. Содержание, тем более, развитие авиатехники всегда требовали больших расходов, поэтому налогоплательщики имеют право знать, как расходуются бюджетные средства. Проведение подобных мероприятий как нельзя нагляднее показывает возможности авиации и уровень подготовки летного состава. Украинские военные летчики побеждают на международных авиапоказах в Европе, Азии. Несомненно, демонстрацию, как на земле, так и в воздухе, необходимо тщательно готовить. Существует масса организационных вопросов, которые требуют обязательного решения. Меры безопасности должны быть на первом месте. Год назад, находясь во Львове на поминальных мероприятиях, я от имени военных авиаторов попросил прощения за случившееся. И вся моя деятельность на нынешнем посту подчинена главной цели — не допустить подобного впредь.

P.S. Единственный плюс: после Скнылива все-таки нашлись столь дефицитный авиакеросин, из-за отсутствия которого пилоты месяцами не поднимались в воздух, и деньги на поддержание в нормальном состоянии техники. Все остальное, увы, с минусом.


5 ВОПРОСОВ ПО СКНЫЛИВУ
Отчего к шоу подо Львовом экипаж в Озерном тренировался на одном Су-27, а взмыл в небо другим, с бортовым номером 42?
Стопроцентно ли были готовы Егоров, а главное — Топонарь, в последнее время летавший на более легком МиГ-29?
Зачем понадобилось выполнять не предусмотренную программой фигуру (вместо косой петли с переворотом — "хобот")?
Отчего на борту истребителя оказалось авиакеросина больше, чем требовалось?
Кем и как отрабатывалась зона пилотирования, оказавшаяся слишком узкой?


Нина Карпачева, Уполномоченный Верховной Рады по правам человека:
— Когда случилась эта страшная трагедия, я посетила всех пострадавших, которых доставили в больницы. В реанимационном отделении лежал чернявый парень из Городка Львовской области. На третий день мы вновь проведали потерпевших. И я его не узнала: он был весь седой. Но увидели мы это некоторое время спустя, сличив фотографии. Когда человек пришел в себя и осознал, что произошло и что ему пришлось пережить, то весь поседел. К сожалению, потом он ушел из жизни...