1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1811) за 28.07.2004

РУСАНОСКИЕ САДЫ В ОЖИДАНИИ СНОСА

В 1957 году были отведены земли для 45 садовых обществ в бессрочное пользование. Так появился "Русановский массив".

Пока вопрос с утверждением проекта Подольского моста висит в воздухе, владельцы дач на Русановских садах борются за свои права, обивая пороги всевозможных инстанций. Напомним, что из 20 вариантов сооружения переправы лучшим был назван проект, предложенный Георгием Фуксом — от Нижнего города до Воскресенки (бул. Перова), — который предполагает снос почти 300 дач 25-й и 26-й линий. Чтобы узнать, как живут сады в ожидании "приговора", отправляемся на Левый берег.

Миновав шумную цивилизацию, редакционная машина оказалась на узкой перерытой улочке, где строительная техника.

— Это 1-я Садовая. Газопровод тянут, — заметила Лидия Фищенко, хозяйка дачного участка N81 на 25-й линии, согласившаяся быть нашим гидом. — Видите, сплошь коттеджи. В 2001 году нам сказали, что здесь будет коттеджный городок, вот люди расстраиваются — им газ подключат. Земля-то — приватизированная. А у нас...

Обратившись в Киевраду с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земучастка, полученного Лидией Николаевной в наследство от мужа (ему землю дали в 1962 году) женщина получила письмо из главного управления земельных ресурсов, которое отказывалось подготовить необходимые документы для приватизации.

— Отказ получили и другие дачники, пытающиеся приватизировать свои сотки, кстати, из всех 3300 участков не приватизированы только 400, в основном, на 25-й и 26-й линиях , — объясняет женщина. — Насколько мне известно, никаких распоряжений властей об извлечении 25-й и 26-й Садовых улиц или прекращении права пользования этими участками в связи со строительством моста не было. Да и решений о запрете приватизировать дачи ни Киеврада, ни горадминистрация не принимали. Видно, кто-то не хочет выплачивать нам компенсации в случае сноса — говорят, сотка здесь стоит как минимум $5 тысяч.

Проезжаем дивные места — домики утопают в зелени. Остановка — 25-я Садовая. Ну чем не оазис?

— Русановские сады — это легкие Киева. Разве можно их уничтожать ради строительства очередной автомагистрали? — вопрошает Лидия Николаевна. — Когда раздавали участки, здесь была свалка на болоте. Люди сами почву привозили, дамбу насыпали...

В сравнении с остальными, дачи на этой и соседней линиях отличаются скромностью. Во многих дворах стоят хатки-хибарки — какой смысл возводить капитальные дома? Однако садоводы намерены стоять до конца — обещают "забаррикадироваться" в своих приватизированных домах. Люди возмущены заверениями чиновников о том, что проект моста согласован с общественностью — их мнения никто не спрашивал.

— Перед Новым годом мы и жители Воскресенки пикетировали мэрию, — включилась в разговор хозяйка 88-го участка на 25-й Садовой Светлана Александровна. — Тогда к нам вышел гендиректор КК "Киевавтодор" Владимир Жуков предложил альтернативный вариант прохождения трассы моста в обход Русановских садов и пообещал, что через 6 месяцев будет разработано ТЭО этого проекта. Прошло уже более полугода, а о ТЭО ничего не слышно. С 85-го живу здесь. Если вынудят, живой цепью преградим дорогу бульдозерам.

19 июля в сады из урочища Горбачиха начали ввозить стройматериалы для моста. Дачники перекрыли дорогу бульдозеру и двум машинам. А 23 июля садоводов принял представитель секретариата Уполномоченного ВР по защите прав человека, который сообщил, что по вопросу приватизации русановских участков секретариат уже обращался в управление земресурсов Киева и получил ответ: все делается... с согласия землепользователей. Теперь садоводы готовятся к масштабному пикету у стен мэрии.


МНЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
Начальник отдела землеустройства Днепровского района Виктор Подлегаев отказался комментировать ситуацию без разрешения "высшего руководства". Но как стало известно газете, полгода назад его предшественник О. Тильс, ссылаясь на распоряжение представителя Президента Украины в Киеве от 02.04.93 "О концепции освобождения садовых участков Русановских и Воскресенских садов с трассы застройки Подольско-Воскресенской линии Киевского метрополитена и Подольского мостового перехода", сообщил, что данный участок не передается в собственность, поскольку подлежит перенесению в урочище "Мало-Боярское" в Днепровском районе.


МНЕНИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
За объяснениями "Сегодня" обратилась к проектировщикам Подольско-Воскресенского моста и вот что выяснила. Движение по мосту поездов метро и автомобилей начнется не одновременно. Сначала построят автомобильную часть моста, которая действительно пройдет в обход Русановских садов: пересечет Десенку, далее — урочище Горбачиха до дамбы, которая окружает сады, возле нее переправа повернет налево, пройдет под железной дорогой и примкнет к Троещине в районе ул. Бальзака. При благоприятных условиях автомобильная часть моста будет готова через три года. Что касается линии метро, то она, по словам инженеров, должна обязательно идти через сады — таковы "технические условия". Однако это будет "через несколько лет". А вообще все в проекте ориентировано на совмещенное движение.


О ЧЕМ ГЛАСИТ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС?
Ст. 151, п. 1: юридические лица, заинтересованные в изъятии (выкупе) земельных участков, обязаны до начала проектирования согласовать с владельцами земли и землепользователями и сельскими, поселковыми, городскими советами, государственными администрациями... месторасположение объекта, размер земельного участка и условия его изъятия (выкупа) с учетом комплексного развития территории, обеспечивающего нормальное функционирование на этом участке... всех объектов, условия проживания населения и охрану окружающей среды. Ст. 146, п. 2, 3: владелец земельного участка не позднее, чем за один год до будущего выкупа может быть письменно предупрежден органом, принимающим решение о его выкупе; выкуп земельного участка осуществляется по согласию владельца.