1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1811) за 28.07.2004

ДАЕШЬ ИСКУССТВО В МАССЫ!

Можно вспомнить довольно типичную для Украины ситуацию, когда путешественника проездом из пункта А в пункт Б заносит в какой-нибудь богом забытый городишко, где он изнывает от скуки, а по возвращении домой с негодованием узнает, что городок, оказывается, славится на весь СНГ местным музеем. Конечно, этого бы не случилось, будь в городке хотя бы наглядная реклама этого музея, вплоть до симпатичного логотипа на кружке, из которой наш путешественник пил пиво в гостинице. Тем более, как гласит украинский закон о музеях и музейной деятельности, главная задача сих учреждений — привлечение благодарных сограждан к национальному и мировому историко-культурному наследию, более того — культурно-образовательная деятельность, то есть, как можно чаще и популярнее рассказывать о том, что это за музей и чем он может быть интересен.

В относительно крупных музеях, например, в Национальном художественном, "Сегодня" рассказали, что для привлечения посетителей стараются активнее сотрудничать с туристическими агентствами, киевской прессой, проводить выездные выставки, а в Киеве — иногда и бесплатные. Однажды в течение нескольких зимних месяцев здесь можно было посмотреть экспозицию работ украинского скульптора Александра Архипенко, которого называют "украинским Пикассо". Бесплатные входные флайеры раздавали в самом музее, на улицах, рассылали по школам и учреждениям.

В музеях, которые не могут похвалиться большими выставочными площадями, объяснили, что никаких особых шагов для привлечения посетителей предпринимать не собираются, потому что о них "и так знают все, кому это нужно", и пожаловались на тесноту, мол, посетители идут и идут, куда еще новых зазывать?

Но есть и такие, которые стремятся привлечь новую аудиторию, нетрадиционно заявляя о себе и проводя рекламные акции, в том числе и в сотрудничестве с предпринимателями.

В России подобная практика уже существует — недавно Эрмитаж предложил размещать свои шедевры в качестве заставки мобильных телефонов. Руководство всемирно известного музея считает, что это будет способствовать формированию вкуса, сделает коллекцию Эрмитажа более доступной для массового посетителя, а также позволит заработать денег — одна цветная фотография из коллекции , которую можно будет сделать картинкой на мобильном, будет стоить $1, а графическое приложение с текстом — от $2,5.

Такие шаги уже пробуют осуществлять и в Киеве, рассказала старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова Людмила Губианури. Проецируя инициативу Эрмитажа на киевскую почву, она высказала мнение, что популярностью среди киевлян-владельцев мобильных телефонов могли бы снискать звонки-копии мелодий "булгаковских часов".

"Это музыкальные часы-будильник старинной немецкой фирмы, играющие различные мелодии вальса. Их, как гласит легенда, слышал сам Булгаков в киевский период своей жизни", — рассказывает Губианури — В "Белой гвардии" в комнате Елены Турбиной часы играют гавот. Вот у нас они в комнате Елены и стоят. "Как-то я видела, что люди записывали эти мелодии, потому что это булгаковский будильник. Возможно, кого-то это бы и заинтересовало", — говорит она.

В романе "Белая гвардия" Булгаков описывает дом Турбиных и комнату Елены, где "стояли на тумбе красного дерева бронзовые пастушки на фронтоне часов, играющих каждые три часа гавот". Были в доме Булгаковых и другие часы: "В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные, стенные с башенным боем... К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь, но часы, по счастью, совершенно бессмертны".

Губианури также припомнила, что в комнатах музея проводились съемки девушек-моделей для женских журналов.

По словам научного сотрудника "Музея Одной улицы" Владиславы Осьмак, одно время экспозиция музея использовалась в качестве интерьера во время съемки коллекции одежды для Венского модного журнала.

Предприниматели пока не объявлялись с предложением, скажем, разместить логотип музея на летних майках. Зато все чаще звонят от предприятий с предложением использовать экспонаты при разработке современной продукции.

— Есть в Украине предприятие, изготавливающее жестяную тару, и у них наша коллекция жестяных дореволюционных банок от конфет и печенья вызвала большой интерес. Может быть, в будущем мы действительно будем сотрудничать, хотя об этом пока сложно говорить, ведь это был предварительный разговор. Речи о размещении логотипа музея на таких банках-стилизациях не было, но это наше право и мы можем внести это в условия договора. Если бы мы влачили нищенское существование, тогда, наверное, пошли бы на определенный риск, предложив свое имя какому-нибудь коммерческому продукту, не связанному напрямую с нами. Но пока в этом нет необходимости.

Владислава наслышана об инициативе коллег из Эрмитажа размещать изображения шедевров музея на заставках мобильных телефонов, но относится к этому скептически. "Мы живем в эпоху, когда популяризация граничит с профанацией. Можно зайти на сайт Лувра в Интернете и не тратиться на поездку в Париж, увидеть Ван Гога у себя на мобильном телефоне и считать, что этого достаточно".

Лучшей популяризацией музея, по ее мнению, являются впечатления тех, кто в нем уже побывал, и размещение информации о музее в путеводителях крупнейших мировых издательств. "Два года назад мы получили из США письмо от крупнейшего издательства, специализирующегося на путеводителях. По итогам года они выбрали наш музей как наиболее интересный и теперь рекомендуют посетить его читателям всего мира. Их эксперт побывал у нас, представил соответствующий доклад. А теперь идут люди, и я вижу, что в руках у них — эти самые путеводители".


КСТАТИ
По данным Госкомстата, количество посетителей неуклонно сокращается. Если в 1990 году в Украине насчитывалось 214 музеев, которые посетили 31,8 млн. человек, то в 2003 году количество музеев значительно возросло — до 394, но количество посетителей снизилось до 17,6 млн. человек.