1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №172 (1816) за 03.08.2004

ПО КОРРУПЦИИ - ТЕСТОМ И МОДУЛЕМ

Нельзя сказать, что государство не задумывалось над решением проблемы взяток в ВУЗах. В последнее время, начата реализация нескольких экспериментов, призванных поставить борьер "учебной" коррупции. Их оценки, впрочем, неоднозначны.

ТЕСТИРОВАНИЕ

В этом году заканчивается эксперимент, проводимый Министерством образования и науки и Международным фондом "Відродження", который заключается в так называемом тестировании выпускников школ. То есть ученик может проверить свои знания в независимых экзаменационных центрах. По его желанию результаты тестов могут быть занесены в школьный аттестат и, одновременно, считаться вступительными в вуз. Право сдавать экзамены "как все" в любом случае сохраняется. Новшество "пробуют на себе" четыре области -- Киевская, Харьковская, Одесская и Львовская. Тесты состоят только из двух предметов -- математики и истории.

Одна из основных называемых причин введения тестирования — борьба со взяточничеством в учебных заведениях. Преподавателям школ и вузов придется довольствоваться готовыми результатами и навязать иные они не вправе. Однако, как показывает опыт России, где тестирование внедряется уже несколько лет, высшие учебные заведения не в восторге от нововведения. "Экзамен "с глазу на глаз" лучше, — уверен ректор МГУ России Виктор Садовничий. — Хотя бы потому, что в личной беседе преподаватель оценивает не только уровень знаний абитуриента, но и его обучаемость, умение логически мыслить".

В свою очередь президент Национального университета "Киево-Могилянская академия" Вячеслав Брюховецкий полагает, что еще не найдены механизмы, которые гарантировали бы на сто процентов конфиденциальность тестов, а в противном случае мы лишь породим еще одну систему взяток.

МОДУЛИ

С 2004 в украинских ВУЗах проводится еще один эксперимент: внедрение так называемой кредитно-модульной системы (аттестация после изучения того или иного раздела дисциплины). Данная система предусматривает в будущем полный отказ от сессий, которые отнимают слишком много времени как у студентов, так и у преподавателей, и являются самым характерным периодом дачи взяток. Весь учебный курс будет поделен на несколько модулей, каждый из которых студенты сдают постепенно в течение семестра. Если студент набирает установленный проходной балл, он не сдает экзамен по этому предмету во время сессии либо может его сдавать при желании повысить набранные во время семестра баллы.

Система красивая, но по мнению скептиков она может привести к тому, что вместо одного экзамена придется платить за несколько аттестаций, ведь новая система вряд ли заставит взяться за книжки тех, кто не делал этого раньше.