1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №175 (1819) за 06.08.2004

"ИСКУССТВО Я ЛЮБЛЮ ТАЙНО, РЕВНИВО И, КАК СТАРЫЙ ПЬЯНИЦА — НЕИЗЛЕЧИМО"

Художника Илью Репина человечество уже давно причислило к гениям. И трудно представить, насколько строг был к себе мастер, считая свою жизнь цепочкой редкостных удач и везений. Но еще более удивительно, что далеко не все современники были поклонниками его таланта. В своей книге "Далекое близкое" Репин рассуждал: "Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый — новатор... Второй — завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время..." Без ложной скромности и пафоса Илья Ефимович причислял себя ко второму типу. 5 августа исполнилось 160 лет со дня рождения нашего знаменитого соотечественника.

"Я ВСЕГО ЛИШЬ ПОСРЕДСТВЕННЫЙ ТРУЖЕНИК"

Родился будущий художник в семье военного поселенца 5 августа 1844 года в Чугуеве недалеко от Харькова. Помогая матери расписывать пасхальные писанки, мальчик рано обнаружил способности к рисованию. Илья сначала учился в топографической школе, а в тринадцатилетнем возрасте поступил в мастерскую иконописца Бунакова. Через три года в составе артели уже расписывал церкви и писал образа. Шестнадцатилетнего Репина выделяли за культурность и мастерство и знали во всей округе. Скопив 100 рублей, в 1863 году он отправился в Петербург. Юноша мечтал об Академии художеств. Но "с первого захода" попасть в Мекку российских живописцев ему не удалось, и Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с молодым передвижником Иваном Крамским. И вот — вторая попытка поступления. Абитуриент с невероятным волнением ожидал результатов: ему казалось, что как художник, он весьма далек от совершенства. Когда вывесили оценочный лист, двадцатилетний "школяр" стал искать свою фамилию в самом конце и, не найдя, ужасно расстроился. И тут кто-то сказал: "Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!" Неверие в собственную исключительность и законное первенство осталось в нем навсегда: Репин называл себя "посредственным тружеником", работая, как каторжник.

Наверное, ни один поэт так восторженно не описывал свои любовные приключения, как молодой Репин — первый учебный год в Академии с лекциями по начертательной геометрии и занятиями скульптурой, всемирной историей и живописью! По собственному признанию это был "медовый год счастья". Крамской учил его понимать искусство, внушая основы идеологии передвижничества... В Академии Репин делает стремительные успехи и вскоре получает за рисунки "первые номера". Кроме выполнения "обязательной" программы, он не без успеха пробует силы в других жанрах, пишет лиричные портреты своих близких (матери, брата, будущей жены).

ИМПРЕССОНИЗМОМ ЗАРАЗИЛСЯ В ПАРИЖЕ

Первый сенсационный успех принесла Репину картина "Бурлаки на Волге", выставленная в марте 1873 года. Репин работал три года. Все началось с того, что однажды в погожий солнечный день приятель затащил его кататься на пароходе по Неве. И вдруг они увидели ватагу грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Эта картина врезалась в память. Вскоре Репин отправился на поиски бурлаков и в конце лета 1870 года привез в Петербург волжские этюды. "...Одиннадцать человек шагают в ногу, — писал искусствовед Стасов. — Могучие несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню "Дубинушка". Все это глубоко почувствовала вся Россия, и картина Репина сделалась знаменитой повсюду". Достоевский вспоминал: "Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, тотчас напугался. Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки более всего способны изображать социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу. К радости, страх мой оказался напрасным. Ни один из них не кричит зрителю: "Посмотри, как я несчастен, и до какой степени ты задолжал народу!"...

В мае 1873 года, как лучший выпускник академии, Репин получил возможность съездить за казенный счет во Францию и Италию. 28-летний "пенсионер" отправился за границу с супругой Верой Шевцовой. Они посетили Всемирную выставку в Вене, где с огромным успехом экспонировались "Бурлаки на Волге", проехали Италию. В Париже Репин обосновался на Монмартре и под влиянием новомодного импрессионизма начал работу над картинами "Садко" (за которую ему присвоили звание академика) и "Парижское кафе". В письмах Стасову он рассказывал, что "ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью и глубоким изяществом в простоте". Узнав от коллеги о подобном легкомыслии подопечного, "душа передвижничества" Крамской был весьма озадачен. "Я думал, что у вас сидит окрепшее убеждение относительно главных положений искусства и специальная народная струна, — взывал он к сознательности Репина. — Человек, у которого течет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен изображать тяжелый, крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток". — "Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикие организмы, — запальчиво отвечал художник. — Я хочу писать всех, кто произведет на меня впечатление"...

Летом 1876 года Репины вернулись на родину. Некоторое время они провели в окрестностях Петербурга, а осенью отправились в родной Чугуев. Через год художник с семьей перебирается в Москву, а в 1882 году переезжает в Петербург. За эти десять-двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений, становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Появление каждой его картины становится событием. Одну из них — "Арест пропагандиста" — цензура не допускала к показу. Дело дошло до царя. Устроители пригласили Александра III осмотреть экспозицию накануне вернисажа. Как вспоминал Репин: "Арест пропагандиста" царь рассматривал и хвалил, хотя ему показалось странным, почему я писал так тонко и старательно". Картина "Не ждали" вызвала резко противоположные мнения. Стасов ликовал и восхищался, а рецензент "Московских ведомостей" откровенно издевался: "Репина, наверное, произведут в гении. Жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством "рабьего языка"... Не ждали! Какая фальшь"...

"НЕ УМЕРЕТЬ БЫ ДО ОКОНЧАНИЯ "ЗАПОРОЖЦЕВ"

Свою самую знаменитую картину — "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" — Репин создавал более 12 лет (1878—1891). "Никто в мире не чувствует так свободу, равенство и братство. Всю жизнь запорожцы оставались свободными и никому не подчинялись. Пусть это будет глумливая картина, я ее все-таки напишу", — рассказывал он Стасову. Сотни подготовительных этюдов, эскизов, рисунков, специальные поездки, а сколько энергии и сил! "Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, — говорил он. — Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания "Запорожцев".

Весной 1880 года художник едет в Украину. Он побывал на берегу Днепра, увидел могучие пороги, остров Хортица, могилу атамана Ивана Сирко, сечевые места Капуливку, Покровское, Грушевку, Старые Кодаки, встретил потомков запорожцев, сделал множество зарисовок. Огромную роль сыграла дружба Ильи Репина с профессором Дмитрием Яворницким. Они были земляками, но впервые встретились в 1887 году в Петербурге, на одном из собраний украинского землячества по поводу годовщины Тараса Шевченко. Художник расспрашивал историка об Украине, о Запорожской Сечи. Позировали Репину разные люди: художники, студенты, профессор консерватории, помещик Тарновский и его кучер Никишка (беззубый казак). Кошевой атаман Сирко "списан" с генерала Драгомирова, писарь — с самого Яворницкого, а "трехэтажный затылок" на первом плане — с екатеринославского губернского предводителя дворянства Алексеева. На репинском полотне они навсегда стали лихими, бесшабашными, заразительно смеющимися казаками. Слава "Запорожцев" облетела весь мир: картина имела большой успех на выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме. Профессор Дмитрий Яворницкий говорил Репину: "Кто знал о нас до создания вашей картины? Никто. Мы были маленькими — при земле, а сейчас стали выше на головы! Низко кланяюсь вам и сердечно благодарю!.."

ЗА ОДНУ КАРТИНУ — ЦЕЛОЕ ИМЕНИЕ

В пору работы над "Запорожцами" Репин пережил душевную драму — в 1887 году он развелся с женой, Верой Шевцовой, произошел разрыв и с передвижниками. После персональной выставки Репина в 1891 году (экспонировались 300 работ) Александр III приобрел "Запорожцев". Наконец Репин получил возможность обзавестись собственным имением. В 1892 году, особенно не торгуясь, он приобрел за 12 тысяч рублей имение Здравнево под Витебском: 108 десятин земли с лесом и пашней, а также дом, множество построек и 40 голов крупного рогатого скота. "Живу самой первобытной жизнью, работаю разве только землю с лопатой да камни.? Часто вспоминаю Сизифа, таскавшего камни, и завидую чудесам над Антеем. Ах, если бы это прикосновение к земле возобновило бы мои силы, которые в Петербурге в последнее время стали порядочно хиреть", — писал Репин. Крестьяне любили барина. На Ильин день он всегда устраивал гулянье — с музыкой, танцами, фейерверками. Репин прожил в Здравневе недолго — с 1892 по 1901 год. После революции, в 1918 году крестьянский комитет вступился за родных Репина (под Здравневым жила дочь художника Татьяна с семьей), чтобы их не "раскулачили". Ныне ее потомки живут во Франции.

"Искусство я люблю больше добродетели. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо..." — признавался художник. На почве переутомления у него стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но Илья Ефимович научился писать левой и не выпускал кисти до последних лет. В 1899 году Илья Ефимович женился на Наталье Нордман и переехал к ней на дачу "Пенаты" в Куоккалу (до 1940 года городок принадлежал Финляндии, ныне поселок Репино.) Художник не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться. Советская власть была не против заполучить живописца, и остается только радоваться, что ей это не удалось.

В 1930 году Репин умер и был похоронен в любимом уголке парка. "Пенаты" он завещал Академии Художеств. В 1940 году в имении был основан музей, а в июне 1944 года во время военных действий усадьба была разрушена. В 1962 году музей открыли снова и воссоздали облик дома, как при Репине: прихожая с медным гонгом и плакатом "Самопомощь", кабинет, где художник писал свою книгу "Далекое близкое", столовая с круглым столом, за которым гости обходились без помощи прислуги...


КСТАТИ
Торжества, посвященные 160-й годовщине, прошли вчера в музее-усадьбе Ильи Репина "Пенаты" под Санкт-Петербургом. В них приняла участие делегация во главе с Зурабом Церетели. Состоялась панихида на могиле художника, затем гости прогулялись по мемориальному парку, посетили дом-музей." Пенаты" — уникальный памятник культуры. Сюда приезжали когда-то Максим Горький, Александр Куприн, Леонид Андреев, Иван Бунин, Владимир Маяковский, Федор Шаляпин.